четвер, 8 жовтня 2009 р.

6 октября – 8 октября 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии


Риски политического характера
7 октября 2009 года Украинская народная партия официально заявила о том, что отзывает из коалиции в Верховной Раде двух своих последних представителей – Я.Джоджика и А.Клименко. Несмотря на то, что, учитывая особенности формирования коалиции, а также диаметрально противоположные трактовки основных положений про ее деятельность различными политическими силами, отзыв подписей двух народных депутатов фактически не имеет никаких юридических последствий, данное событие содержит в себе несколько рисков общенационального политического характера.
Во-первых, данное событие катализирует возможный сценарий выхода из коалиции всей фракции НУНС.
Во-вторых, симптоматично, что заявление Ю.Костенко касательно выхода партии из коалиции фактически совпало с жесткой критикой основным спонсором УНП президентом компании «Оболонь» А.Слободяном нового закона про повышение акцизного сбора для предприятий пивоваренной промышленности. Показательно, что закон был инициирован Кабинетом Министров, а во время голосования существенно модифицирован по инициативе представителя БЮТ О.Ляшко. В данном контексте позиция УНП несет в себе элементы политического шантажа и, в значительной мере, подыгрывает магистральной линии Президента Украины о провальной экономической политике правительства. Кроме того, партия подчеркивает свою идеологическую составляющую, акцентируя внимание на темах, которые являются выигрышными с точки зрения электоральной стратегии (в данном случае это формирования внутреннего рынка потребления и, соответственно, защита интересов отечественного производителя).
В-третьих, демарш УНП следует рассматривать через призму подготовки к президентским выборам. Отказавшись от поддержки Ю.Тимошенко, УНП, судя по последним заявлениям ее спикеров, выдвинет своего кандидата (при этом кандидатура Ю.Костенко не является безальтернативной, в частности, в последнее время активно циркулируют слухи о том, что это может быть А.Слободян). Разумеется, что главной целью для партии является проведение качественной агитационной кампании, нацеленной в первую очередь на последующее прохождение в парламент.
В-четвертых, активизация УНП и ее нацеленность на самостоятельной участие на выборах углубляет раскол, который существует в правом партийном секторе (в отличие от левого фланга, который, по крайней мере, демонстрирует стремление к консолидации). Таким образом, правые политические силы (кроме УНП, это, прежде всего, Народный Рух Украины и ВО «Свобода») рискуют потерять остатки своего ядерного электората, который сосредоточен в западных областях Украины и в последнее время постепенно перетекает к Ю.Тимошенко.
Это связано с тем, что Премьер-министр Украины в своих последних рабочих поездках особое внимание уделяет именно западному региону, существенно модифицирует тональность и направленность своих выступлений, целенаправленно формируя образ прозападного политика. Вместе с тем, отметим, что демарш УНП демонстрирует потенциальным союзникам БЮТ, что приоритетом для главы правительства является решение ситуативных проблем в контексте подготовки к президентским выборам (наполнение бюджета, принятие популистских социальных программ и так далее), а не защита интересов представителей политических сил, которые входят в коалицию. Данный сигнал может иметь крайне негативные последствия для Ю.Тимошенко, так как она рискует потерять поддержку небольших политических сил, которые, тем не менее, достаточно влиятельны в отдельных регионах.

Риски персоналий
На 8 октября запланирован отчет начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины С.Кириченко Президенту Украины. Учитывая тот факт, что в СМИ активно циркулируют слухи об отставке начальника Генштаба, не исключено, что данная встреча будет посвящена определению дальнейших векторов развития Вооруженных Сил. При этом, по нашему мнению, в независимости от результатов встречи, основная тональность заявлений Президента будет направлена на критику действующего правительства через призму:
– хронического недофинансирования потребностей Вооруженных Сил в 2009 году;
– непродуманного проекта бюджета 2010, который в плане финансирования армии повторяет проблемы 2009 года;
– недееспособности Верховной Рады, которая не может внести изменения в закон о государственном бюджете в части увеличении ассигнований на потребности Министерства обороны в 2009 году (речь идет о сумме в 340 млн. грн.).
В целом, в ближайшее время следует ожидать на активизацию информационного противостояния между Секретариатом Президента и Кабинетом Министров в контексте катастрофического положения в Вооруженных силах. При этом информационная атака на Премьер-министра Украины будет строиться на элементах обвинения в сдаче национальных интересов, отсутствии патриотизма и так далее.

Риски экономического характера
7 ноября Кабинет Министров заявил о том, что «Родовид Банк» вернет депозиты всем вкладчикам – физическим лицам «Укрпромбанка». Данное заявление несет в себе ряд рисков финансово-экономического и политического характера, среди которых необходимо отметить следующие.
Во-первых, до конца не ясна ситуация непосредственно с «Укрпромбанком». Премьер-министр Ю.Тимошенко заявила о том, что он будет ликвидирован. Однако решение об это может принять только НБУ, руководство которого пребывает в состоянии перманентного конфликта с правительством. Исходя из того, что заявления Кабинета Министров носят, прежде всего, политический характер и являются частью предвыборной стратегии Ю.Тимошенко, не исключено, что НБУ (на который влияет Президент) заблокирует процедуру ликвидации «Укрпромбанка» как минимум до конца президентской кампании.
Во-вторых, отсутствует четкий механизм для перевода активов и депозитов «Укрпромбанка» в «Родовид Банк». Более того, на сегодняшний день юридической схемы перевода депозитов из одного банка в другой не существует даже в теории. Поэтому заявления Кабинета Министров могут остаться лишь предвыборными обещаниями.
В-третьих, не исключено, что возвращение депозитов вкладчикам «Укрпромбанка» спровоцирует новый виток инфляции.
В-четвертых, в Украине, кроме «Укрпромбанка», еще в 11 банках работает временная администрация. При этом правительство, по сути, игнорирует интересы вкладчиков данных банков. Выборочное возвращение депозитов может привести к увеличению уровня социального напряжения, акциям протеста и так далее, чем воспользуются различные политические силы, в первую очередь – достаточно радикального направления.

Риски информационного характера
Учитывая подготовку к кадровым назначениям в Кабинете министров, в ближайшую неделю следует ожидать на массированный выброс информационных компрометирующих материалов в СМИ на основных претендентов на министерские посты.
При этом основное внимание будет уделяться не столько самим кандидатам, сколько тем политикам, чьими креатурами они являются. В первую очередь это будет касаться непосредственных участников президентской кампании, а именно – В.Литвина, Ю.Тимошенко и, частично, В.Ющенко.