вівторок, 10 листопада 2009 р.

11 ноября – 13 ноября 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера

Директор-распорядитель Международного валютного фонда Д.Стросс-Кан заявил, что фонд возобновит работу с Украиной только после назначенных на январь 2010 года президентских выборов. Он напомнил, что Президент В.Ющенко в конце октября подписал закон о повышении минимальных зарплат вопреки возражениям правительства и ключевого кредитора страны. Кроме того, по словам директора-распорядителя МВФ фонд считает условием дальнейшей реализации программы stand by консенсус украинских властей (вряд ли будет достигнут до выборов в виду сложившейся политической ситуации).

Отметим, что данное решение МВФ, которое отобразится на сроках выдачи очередного транша, может существенно повлиять на политические расклады в Украине в контексте президентской кампании.

Во-первых, существенно могут ухудшиться электоральные позиции Ю.Тимошенко, которая основную ставку сделала на социальные выплаты. Учитывая, что финансировались они в значительной мере за счет траншей МВФ, уже после 15 ноября может возникнуть реальная угроза своевременным выплатам пенсий и зарплат работниками бюджетной сферы. Кроме того, не исключено ухудшение ситуации в банковском секторе, что негативно отобразится на общей макроэкономической ситуации.

Во-вторых, оппоненты действующего главы правительства (в первую очередь речь идет о Партии регионов, а также Президенте Украины) получат дополнительную возможность усилить критику политики Кабинета Министров, подтверждая ее более весомыми аргументами.

В целом, в ближайшее время следует ожидать на актуализацию данной темы в информационном пространстве, причем как со стороны БЮТ, так и других политических сил, лидеры которых принимают участие в предвыборной кампании.

Риски персоналий

По информации ряда СМИ, в Верховной Раде был зарегистрирован проект постановления об отзыве с должности первого вице-спикера А.Лавриновича. Ранее, 6 ноября, фракция БЮТ собрала подписи более 150 депутатов, высказавшихся за снятие А.Лавриновича с занимаемого поста. Поводом послужило, по мнению БЮТ, нарушение вице-спикером регламента при голосовании в целом проекта закона о внесении изменений в государственный бюджет на 2009 год относительно повышения социальных стандартов. Тогда А.Лавринович проигнорировал требования депутатов БЮТ провести второе чтение этого проекта. Отметим, что данная инициатива фракции БЮТ несет в себе ряд политических рисков.

Во-первых, сам факт актуализации вопроса снятия А. Лавриновича с должности первого вице-спикера уже может дестабилизировать ситуацию в парламенте, вызвав ответную инициативу Партии регионов – в частности, выражение недоверия Кабинету Министров, не говоря уже о торможении работы законодательного органа назначением нового лица на эту должность накануне парламентских слушаний по поводу бюджета-2010.

Во-вторых, подобный шаг после прозвучавших накануне заявлений МВФ о пересмотре договоренностей о сотрудничестве может поставить под удар возможность скорого получения Украиной следующего транша от этой международной финансовой организации. Последнее, в свою очередь, может обострить проблему с оплатой российского газа в январе следующего года.
Риски социально-экономического характера

Верховная рада Украины приняла закон №3062 «О предотвращении и противодействую легализации, отмыванию доходов, полученных преступным путем». За соответствующее решение проголосовали 393 депутата из 436 зарегистрированных в зале. Новая редакция данного закона направлена на обеспечение реализации положений сорока рекомендаций группы по разработке финансовых мероприятий борьбы с отмыванием денег (FATF), утвержденных на Берлинском заседании группы в июне 2003 г., конвенции Совета Европы об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем.

Показательно, что законом установлено, что субъектами первичного финансового мониторинга являются, помимо банков, страховых и других финансовых учреждений, торговцы недвижимостью (риелторы), торговцы драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, торговцы предметами антиквариата или искусства, ломбарды, казино, нотариусы, адвокаты. Также действие данного закона распространяется на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделы, которые обеспечивают проведение финансовых операций на территории Украины.

Основной риск принятия данного закона (особенно в условиях президентской кампании и усиления фискального давления со стороны правительства на малый и средний бизнес) может заключаться в массовом уходе вышеуказанных структур (которые имеют незначительный финансовый оборот) в тень или же их закрытию, что позволит им избежать массовых проверок и, соответственно, штрафов за другие нарушения, которые могут всплыть во время первичного финансового мониторинга.

Риски информационного характера

В контексте рисков информационного характера следует отметить актуализацию в отечественных и зарубежных СМИ (в частности, российских) проблемы введения в Украине чрезвычайного положения в связи с эпидемией гриппа. По нашему мнению, раскрутка данной темы призвана решить ряд задач для основных кандидатов в президенты, а также их команд.

Во-первых, речь идет об информационном поводе, который позволяет обратить на себя внимание.

Во-вторых, активное обсуждение необходимости ведения чрезвычайного положения позволяет прозондировать как настроения граждан, так и, в определенной мере, тактические планы оппонентов, которые вынуждены реагировать на подобные заявления (поддерживать либо выступать против их, аргументируя свою точку зрения и ввязываясь в дискуссию, которая в определенной мере отвлекает от магистральной линии предвыборной кампании).

В-третьих, данную проблему можно использовать как структурную составляющую общей кампании критики оппонентов, а также элемент политического давления на них. В первую очередь это характерно для Секретариата Президента, который таким образом старается влиять на политику борьбы с эпидемией, которую проводит Кабинет Министров и лично Премьер-министр Ю.Тимошенко. При этом в самом Секретариате президента, а также структурах, приближенных к нему (в частности, Государственном управлении делами, а также Совете национальной безопасности и обороны Украины) существуют различные точки зрения на сложившуюся ситуацию, что усиливает градус противостояния внутри команды действующего Президента и, не исключено, в ближайшее время может подвигнуть его на ряд шагов в кадровой сфере в контексте предвыборной кампании.