четвер, 11 березня 2010 р.

12 – 15 марта 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политико-информационного характера

В связи созданием нового правительства во главе с Н.Азаровым в ближайшее время стоит ожидать активизации долгосрочных информационных кампаний, связанных как с пропагандой работы нового Кабинета Министров Украины, так и с критикой его деятельности.

У нового правительства сейчас имеются ряд козырей, которые он незамедлительно использует в грядущей информационной кампании.

Прежде всего, Кабинет Министров Н.Азарова станет позиционировать себя как команду реформаторов, борцов с экономическим кризисом и коррупцией – классическая политическая риторика в текущей ситуации. Наиболее актуальными элементами этой пиар-кампании станут:

– подготовка к принятию государственного бюджета на 2010 год;

– декларирование мер по оздоровлению украинской экономики, как традиционных для нее – снижение налогового давления, налоговое стимулирование, бюджетная поддержка отраслевых программ, государственные капитальные вложения, возмещение НДС и т.д., так и полуфантастических – переориентация экспортных производственных мощностей на внутренний рынок, налоговые каникулы для предприятий малого бизнеса т.д.;

– критика бывшего правительства Ю.Тимошенко, на которое неизбежно возложат все неудачи будущей политики «оздоровления» (по принципу «мы старались, но все так запущенно!»). В частности, сюда следует отнести информационную кампанию по проведению международного аудита работы прежнего Кабинета Министров;

– концентрация внимания на экономических достижениях правительств В.Януковича, в которых работала значительная часть состава нового Кабинета Министров, в том числе и сам Н.Азаров.

Вместе с тем, в информационном поле новое правительство будет подвержено рискам как со стороны оппозиции во главе с Ю.Тимошенко, так, возможно, и изнутри. При этом по мере обострения противостояния власти и оппозиции в политической среде и практической деятельности Кабинета Министров последствия информационных атак будут становиться все ощутимее. По нашему мнению, наибольший вред имиджу и стабильности правительства Н.Азарова могут нанести следующие информационные риски:

– формирование в информационном поле образа нового Кабинета Министров как нелегитимного, созданного такой же нелегитимной коалицией;

– критика правительства как неэффективной команды антикризисных менеджеров. Хотя такой угрозе будет подвержено любое правительство в период кризиса, в отношении нынешнего это особенно актуально. Новый Кабинет Министров, во-первых, начинает свою работу в действительно сложных условиях, во-вторых, его нынешний кадровый состав по преимуществу не имеет соответствующего опыта антикризисного управления и профессиональных качеств для государственной службы, в-третьих, он априори опирается на очень неустойчивую коалицию, поэтому его возможности в реализации антикризисных непопулярных мер могут быть довольно ограниченными;

– опасной для имиджа Кабинета министров Н.Азарова и электорального потенциала Партии регионов может оказаться популяризация в СМИ деятельности (инициатив) вице-премьера С.Тигипко. При условии благоприятных сдвигов в экономике С.Тигипко незамедлительно воспользуется случаем для наращивания собственного рейтинга на фоне предстоящих местных выборов. Последнее неизбежно обернется конфликтом в самом правительстве.

***

В условиях переходного общества, к которому, безусловно, относится Украина, смена Президента и правительства страны априори приводит к полной кадровой ротации на всей вертикали исполнительной власти – причем как на общенациональном, так и региональном уровне (причем независимо от того, насколько удачной была деятельность предыдущих кадров).

В этом смысле столица государства является приоритетным направлением для кадровых изменений. Так, в Администрации Президента Украины уже готово новое штатное расписание для КГГА. Кадровые перестановки неизбежны и коснутся они, в первую очередь, заместителей киевского головы. На сегодняшний день у Л.Черновецкого 16 заместителей, которые обходятся горожанам примерно в 2-3 млн. грн. в год. Кроме того, обязанности заместителей мэра, как правило, дублируются или частично пересекаются. Наконец, профессиональный уровень подготовки вышеуказанных заместителей в контексте управления мегаполисом в основном чрезвычайно низок, соответственно коэффициент полезного действия близок к нулю.

Подобные изменения коснутся и заместителей районных в Киеве государственных администраций, которые уже сегодня начинают подыскивать себе работу или договариваются с главами администраций о должностях «своих советников».

В данном контексте параллельно с борьбой с паводком, продажей земельных участков и торговле объектами социально-культурного значения команде действующего мэра стоит серьезно задуматься о будущих выборах. Вряд ли новый Президент подпишет указ на переназначение Л.Черновецкого главой КГГА, хотя бы потому, что на выборах Президента сообща им удалось заслужить доверие всего 25% киевлян – против 65% у БЮТ.

Таким образом, во-первых, в ближайшее время следует ожидать внесения изменений к Закону Украины «О столице…», который разделит должности мэра и главы администрации.

Во-вторых, уже сегодня готовы поправки к закону «Об органах местного самоуправления», где предусматривается возврат к мажоритарной системе выборов, и выборов мэров в два тура, потому что нельзя выбирать мэром в один тур случайного человека, который набрал 17% или 25% голосов избирателей.

Все эти действия и принятые законы могут:

а) значительно оздоровить и укрепить избирательную систему в столице Украины;

б) если не привести к власти в столице представителя Партии регионов, то хотя бы добиться избрания лояльного к Президенту кандидата от другой политической силы (например, входящего в новосозданную коалицию либо же имеющего своего представителя в Кабинете Министров – причем не обязательно на ключевой должности).


Риски социально-экономического характера

За прошедшую неделю с 3 по 10 марта индекс ПФТС показал значительный прирост на 11,5%, поднявшись с 718 до 801 пункта. За это же время индекс «Украинской биржи» вырос на 13% с1833 до 2070 пунктов, при этом в течение торговой сессии 10 марта индекс показал свой исторический максимум на уровне 2097 пунктов. Такой бурный рост был вызван целым рядов факторов.

Во-первых, основную роль сыграл позитивный внешний фон, индекс S&P 500 с 3 по 10 марта вырос на 45 пунктов, поднявшись с 1100 до 1145. Нефть марки Brent выросла с 76 до 80 долларов за баррель, а пара евро/доллар торгуется около значения 1,365.

Во-вторых, положительную роль сыграли ожидания инвесторов от результатов президентских выборов. Победа В.Януковича дает позитивный сигнал крупной промышленности, чьи акции являются основными эмитентами на отечественной бирже. Приход нового Президента к власти дает инвесторам надежду на приватизацию ряда государственных предприятий и скорое получение нового транша от МВФ. Таким образом, ожидание этих событий позитивно сказывается на Украинских биржевых индексах. Однако внутренние ожидания являются кратковременным фактором. Если в ближайшее время Президент не начнет проводить эффективную экономическую политику, что, учитывая особенности политической ситуации, маловероятно, и, соответственно, реализовывать ожидания инвесторов, то они сойдут на нет, и этот фактор можно будет считать отыгранным. На сегодняшний день все положительные новости уже заложены в цену акций.

В целом, ключевым значением для индекса S&P на конец этой недели и следующую неделю является отметка в 1150 пунктов. Это был максимум прошлого года и в этой зоне сосредоточено серьезное сопротивление. Если индексу удастся пройти эту отметку и закрепится выше 1150 пунктов, то дорога вверх будет открыта, и можно ожидать дальнейшего роста, что автоматически повлечет за собой рост Украинского фондового рынка. Если же закрепится выше не получится, то можно ожидать коррекцию к отметке 1110-1120 пунктов.

Для нефти марки Brent важно удержатся выше 80 долларов за баррель, что позволит ей реализовать давнишнюю цель в районе 86-90 долларов. Катализатором роста нефтяных котировок могут выступить напряженные отношения между Израилем и Ираном, в случае эскалации конфликта нефтяные котировки пойдут вверх. Если же ситуация разрешится мирным путем, то можно ожидать снижение котировок.



Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю., Махиня Р.