вівторок, 16 лютого 2010 р.

17 февраля – 18 февраля 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера

Ходившие до президентских выборов слухи о переносе выборов в местные советы сегодня стали реальностью. Верховная Рада отменила свое постановление об их назначении на 30 мая сего года. За постановление, внесенное народным депутатом от фракции НУНС Ю.Кармазиным «О признании утратившим силу постановление Верховной Рады Украины «Про призначення чергових виборів депутатів місцевих рад та сільських, селищних, міських голів у 2010 році» от 20 октября 2009 года N 1648-VI» проголосовали 250 депутатов (Партия регионов – 169, НУНС – 32, КПУ – 27, Блок Литвина – 19, внефракционные – 2, БЮТ – 1).

Официально свое решение депутаты от Партии регионов, НУНС, КПУ и Блока Литвина мотивировали отсутствием средств на проведение выборов по причине непринятого государственного бюджета на 2010 год.

Кроме того, Верховная Рада решила в ближайшее время принять законопроект № 4177, определив в нем новую дату местных выборов, а затем направить его в Конституционный Суд.

Примечательно, что все политические силы, представленные в парламенте, склонны отсрочить проведение местных выборов на как можно больший срок: их планируют проводить либо осенью этого года (инициатива НУНС), либо в марте 2011 года (проект от БЮТ).

Данное решение парламентских фракций призвано минимизировать для них ряд политических рисков, и полностью вписывается в тенденцию по формированию двухпартийной системы в Украине.

Во-первых, для Партии регионов и БЮТ перенос выборов на неопределенный срок позволит «закрутить гайки» в «своих» регионах, т.е. усилить влияние на местные бизнес круги и органы самоуправления, увеличить финансирование будущей избирательной кампании, выработать продуманную концепцию ее реализации и т.д. При этом «регионалы» с учетом победы В.Януковича за это время усилят контроль и над исполнительной властью на региональном уровне за счет назначения Президентом большинства лояльных его политической силе губернаторов.

С другой стороны решение Верховной Рады призвано ослабить электоральный потенциал политических сил С.Тигипко и А.Яценюка, как раз нацеленных на местные выборы, рейтинг которых со временем будет неизбежно падать.

Во-вторых, НУНС, Блок Литвина и коммунисты страхуют себя от довольно высокого риска «вылета» с политического поля страны в ближайшей перспективе, учитывая, что проекты С.Тигипко и А.Яценюка могут стать их адекватной заменой. Более того, если принять во внимание возможность инициации новым президентом моратория на проведение досрочных парламентских выборов, гарантирующим продление политической жизни данным партиям на несколько лет, то голоса Партии регионов за отсрочку местных выборов могут послужить сигналом, в частности для проющенковской части НУНС, для безопасного вхождения в коалицию с ней.

В-третьих, политическим гигантам понадобится время на настройку соответствующего законодательства по местным выборам под себя. О том, что именно в таком формате будет идти законодательная работа в парламенте, свидетельствуют прошедшие президентские выборы. Во всяком случае, очевидно, что возвращение к мажоритарной системе в ближайшее время не предвидится по той простой причине, что она не выгодна крупным политическим силам.

В целом БЮТ, командам С.Тигипка и А.Яценюка объективно выборы нужны как можно раньше: во-первых, это даст возможность закрепить за собой электоральную базу, полученную в результате президентской кампании. Во-вторых, огромный разрыв между Ю.Тимошенко и В.Януковичем в столице позволит первой не искать себе работу, а, не исключено, комфортно себя чувствовать в качестве мэра Киева (даже в случае проведения выборов в два тура), и в тоже время – лидера оппозиции. Поэтому, судя по всему, сегодняшнее постановление Верховной Рады будет оспорено в суде.

Кроме того, неопределенная ситуация с местными выборами, а также нынешняя экономическая ситуация в стране, противостояние между В.Януковичем и Ю.Тимошенко, пока не достигшее своего апогея, играют на руку В.Ющенко, у которого есть все шансы усилить свои электоральные позиции и пройти в следующий парламент с 3-4 % голосов избирателей. В этом случае, пока действующий глава государства может рассчитывать на кресло спикера Верховной Рады.

***

Результаты президентских выборов в Украине фактически привели к патовой ситуации (фр. «pat», итал. «patta» – «игра вничью»), при которой нет однозначно проигравших и однозначно победивших.

С одной стороны, В.Янукович выиграл президентскую гонку (показательно, что его победу практически сразу признали наблюдатели от крупнейших международных организаций, ЦИК Украины, США, Российская Федерация, а также Европейский Союз). С другой стороны, нельзя сказать, что Ю.Тимошенко выборы проиграла, так как разрыв между двумя кандидатами очень незначительный. В целом три процента для Украины, особенно в региональном масштабе и разрезе – небольшая разница, тем более в условиях так называемой парламентско-президентской республики.

Таким образом, с политической точки зрения выборы закончились вничью. На данный момент В.Янукович не имеет ресурсов для того, чтобы окончательно оформить свою политическую платформу и в полной мере реализовать свои программные принципы. Даже снятие Ю.Тимошенко с поста Премьер-министра и переформатирование парламентской коалиции не означает ее уход с большой политики. Более того, высокий результат на президентских выборах, который существенно превзошел внутрипартийные прогнозы, в определенной мере сплотит фракцию БЮТ, а также депутатов-сателлитов из других фракций.

В целом, если для В.Януковича начинается период стратегического планирования (формирование дееспособной команды, определение реальных принципов и целей деятельности), целью которого является повторная президентская каденция, то Ю.Тимошенко возвращается в значительной мере в плоскость тактической деятельности, главной целью которой являются победы в ситуативных схватках. Вместе с тем, глобальная цель для нее остается прежней, а именно получение всей полноты власти в стране (не исключено, что не обязательно в форме президентского поста, а, например, канцлерской – в случае формирования в Украине парламентской республики).


Риски политико-информационного характера

В контексте переформатирования властной вертикали, а также начала процесса формирования новой парламентской коалиции в ближайшее время следует ожидать на ряд информационных выбросов, связанных с уходом Президента В.Ющенко и приходом нового главы государства В.Януковича.

Данный процесс спровоцирует существенные кадровые перестановки (в Секретариате Президента, секретариате СНБОУ, Государственном управлении делами, Управлении государственной охраны, Конституционном Суде, Высшем совете юстиции, Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания, Совете Национального банка Украины, областных и районных государственных администрациях, дипломатическом корпусе). Вышеуказанную проблему следует рассматривать в контексте нескольких плоскостей.

– политическая плоскость (уходящий Президент уже сейчас старается в той либо иной мере отблагодарить членов своей команды, что вылилось в массовые награждения, а также назначения на дипломатические должности). При этом В.Ющенко, очевидно, будет стараться сохранить костяк своей команды для последующей парламентской или гуманитарной деятельности. В свою очередь В.Янукович, по нашему мнению, непосредственно после своей инаугурации большинство назначений в вышеуказанные органы будет проводить по принципу «политической благодарности», что в значительной мере снизит профессиональный уровень новой властной вертикали;

– финансовая плоскость (увольнение и, соответственно назначение новых чиновников /от 800 до 1200 человек/ потребует от государственного бюджета значительных расходов – до 2 млн. долларов США, что в условиях жесточайшего дефицита, а также затягивания процессов формирования нового правительства является дополнительным дестабилизирующим экономическим фактором);

– судебная плоскость (принимая во внимание несовершенство отечественного трудового законодательства, отсутствие адекватного разделения административных и политических должностей, некоторые из уволенных чиновников могут оспорить свое увольнение в суде, тормозя таким образом переформатирование властной вертикали и создавая дополнительные трудности команде нового Президента).

Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Крейденко В., Махиня Р.