четвер, 11 лютого 2010 р.

12 февраля – 15 февраля 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера
Первоочередной задачей нового президента является вопрос создания лояльного большинства в Верховной Раде Украины. Существует два основных варианта решения этого вопроса: создание коалиции в Верховной Раде нынешнего созыва и формирование большинства после внеочередных парламентских выборов.

На данный момент для новоизбранного главы государства первый вариант куда более предпочтителен, а второй пока не желателен. В условиях «пирровой победе» на выборах сохранение на неопределенный срок на премьерском посту Ю.Тимошенко с ее возможностями блокировать практически все решения президента может обернуться для В.Януковича серьезными проблемами. Поэтому формирование новой коалиции, чтобы убрать Ю.Тимошенко с поста главы правительства является «спасательным кругом» для нового президента.

Последнему как никогда прежде необходимы быстрые и решительные шаги для укрепления своего положения в стране, где большинство граждан не признают его в качестве президента. Наиболее простым способом повлиять на лояльность населения является выполнение традиционных популистских обещаний о повышение социальных стандартов. Этот тема настолько активно муссировалась в предвыборной пропаганде В.Януковича, что тихо отложить ее решение под предлогом экономического кризиса уже не получится. Нельзя откладывать и решение вопроса о государственной поддержке предприятий и отраслей «народного хозяйства», находящихся под контролем спонсоров избирательной кампании лидера регионалов. В этом контексте желательно будет принять вразумительную антикризисную программу. На повестке дня стоит и продолжение сотрудничества с МФВ, четвертый транш которого может пригодиться как минимум для покрытия дыр в будущем бюджете. Кстати, все это подразумевает принятие нового госбюджета.

Однако реализация данного сценария наталкивается с одной стороны на реваншистские настроения многих «регионалов», настроенных на формирование состава Кабинета Министров преимущественно из давно отобранных кандидатур, а с другой – на расколотую фракцию НУНС. Активная работа Ю.Тимошенко с лояльными по отношению к ней «нашеукраинцами» и нежелание потенциальных коалициантов, прежде всего из проющенковской части НУНС, идти на альянс с «регионалами» без серьезных кадровых уступок со стороны последних ставят под угрозу планы В.Януковича сформировать коалицию даже из допустимого минимума в 226 депутатов.

Таким образом, от способности нового президента договариваться как со своим окружением, так и с потенциальными партнерами, прежде всего с В.Ющенко, будет зависеть судьба первых 100 дней его правления.

Риски политико-информационного характера
В контексте президентской кампании в ближайшее время следует ожидать на ряд информационных выбросов, которые будут направлены на формирование соответствующего общественного мнения в политико-информационной плоскости.

В частности, своеобразный информационный рейтинг выглядит следующим образом:

1. Возможное переформатирование властной вертикали в столице Украины. Речь идет о возможном проведении в Киеве досрочных выборов мэра и Киевсовета (не исключено, что по новым правилам – в частности, по чисто мажоритарной системе).

В ближайшие две недели вопрос степени влияния на столицу будет одним из основных на повестке дня – причем как для Партии регионов, так и для БЮТ.

Для В.Януковича, в свете крайне низкой электоральной поддержки в Киеве, крайне важным является показать, что он, как новоизбранный глава государства, контролирует политико-административный центр Украины, а его решения, в том числе во властной вертикале, воспринимаются более-менее адекватно и не будут откровенно саботироваться. Кроме того, усиление своего влияния в столице необходимо лидеру Партии регионов и для того, чтобы избавиться от имиджа «донецкого политика» и, соответственно, окончательно перейти из регионального измерения в общегосударственное.

Наконец, столичный вопрос важен для В.Януковича еще и потому, что Киев может стать основой для оппозиционной деятельности Ю.Тимошенко – учитывая, во-первых, отношения киевлян к лидеру Партии регионов, во-вторых, общий коллапс городского хозяйства и недовольство гражданами действиями местной власти, которая откровенно поддерживала именно В.Януковича на президентских выборах, используя часто для этого административный ресурс в ущерб своим непосредственным обязанностям.

В свою очередь Ю.Тимошенко может, во-первых, использовать Киев как стартовую площадку для своей оппозиционной деятельности – учитывая компактность проживания населения, его общий интеллектуальный уровень, тональность настроений и тому подобное.

Во-вторых, столица может стать полигоном, призванным продемонстрировать, что лидер БЮТ (и, соответственно, ее команда) могут быть эффективными менеджерами при решении насущных социально-экономических проблем – даже в условиях кризиса на фоне деятельности команды Л.Черновецкого это не является сложной задачей.

В-третьих, победа в Киеве для БЮТ может стать своеобразным реваншем за поражение на президентских выборах.

Отметим также, что в борьбу за Киев кроме В.Януковича и Ю.Тимошенко могут активно вмешаться как уже представленные в Киевраде политические силы (блок В.Кличко и блок В.Литвина), так и новые игроки – в частности, А.Яценюк и С.Тигипко, для которых получение проходного результата на местных выборах позволит усилить свое влияние на общенациональном уровне.

2. Ситуация вокруг Закона «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». 11 февраля за закон проголосовали 245 народных депутатов (не голосовала в полном составе фракция Блока Литвина, из фракции НУНС проголосовали «за» 10 депутатов, фракция КПУ проголосовала за закон в полном составе, из фракции Партии регионов – 156 депутатов, от БЮТ – 50 народных депутатов).

Показательно, что категорически против принятия данного закона выступил народный депутат Украины от Партии регионов В.Ландик, по мнению которого данный закон направлен в поддержку импортеров, а не отечественных производителей. Кроме того, раскритиковал вышеуказанный закон за наличие в нем коррупционных схем и народный депутат от БЮТ О.Ляшко.

В целом Закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» устанавливает правовые и экономические принципы осуществления процедур государственных закупок (которые фактически отсутствовали два года, так как постановление правительства по этому поводу было отменено Конституционным Судом Украины). Таким образом, в условиях финансово-экономического кризиса данный закон может оптимизировать расходы государственного бюджета, сделать их более прогнозируемыми, открытыми и ввести в законодательную плоскость.

Вместе с тем, в поправке 133 к Закону, которая предусматривает, что с целью рассмотрения жалоб при Министерстве экономики Украины действует орган обжалования, кроется ряд угроз.

Во-первых, само наличие органа обжалования позволяет проигравшей стороне максимально затягивать сроки реализации тендера.

Во-вторых, в соответствии с законом, орган обжалования формируется на паритетных принципах из представителей государственных органов и независимых специалистов по вопросам государственных закупок в составе 14 человек, из которых не менее трети должны быть с высшим юридическим образованием. Учитывая достаточно высокую прибыльность тендерного бизнеса (особенно в контексте финансово-экономического кризиса), финансово-политические группы, приближенные к власти, будут стараться продвинуть своих представителей в орган обжалования, что автоматически превратит его в лоббистскую структуру, и будет способствовать дальнейшему процветанию коррупционных схем.

Исходя из этого, в ближайшее время следует ожидать на активизацию информационной кампании со стороны народных депутатов, представляющих интересы бизнеса, который был «отодвинут» от государственных закупок вследствие принятия Закона «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». Целью информационной кампании станут, с одной стороны, наиболее спорные положения закона, а, с другой стороны, инициаторы их принятия. При этом показательно, что борьба вокруг закона может повлиять на политические расклады в контексте формирования новой парламентской коалиции (это связано с тем, что в одной политической силе – например, БЮТ и Партии регионов – присутствуют как сторонники, так и противники его принятия – причем речь идет о защите бизнесовых интересов).


Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А.