понеділок, 26 грудня 2011 р.

УКРАИНА-2011: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ

2011 год в Украине прошел под знаком трех основных трендов, которые в значительной степени повлияют на развитие внутриполитических процессов и в 2012 году.
Во-первых, речь идет о формировании новой властной вертикали. Последнюю точку в данном процессе поставило избрание нового главы Верховного Суда Украины. Таким образом, в актив Президента В. Януковича можно записать:
– лояльное и послушное большинство в Верховной Раде Украины, а также большинство парламентских комитетов (причем даже тех, которые по традиции ранее находились в сфере влияния оппозиции);
– в значительной мере подконтрольную судебную систему (начиная с Конституционного Суда Украины);
– силовой блок (МВД, Генеральная прокуратура, СБУ, армия);
– Кабинет Министров Украины во главе со сверхлояльным Премьер-министром Н. Азаровым;
– полностью подконтрольных губернаторов;
– лояльные органы местного самоуправления в большинстве крупных городов страны.
Единственной до конца не решенной проблемой остается проблема Киева. Это связано с тем, что, не смотря на существенные финансовые вливания со стороны правительства, создание условий максимального благоприятствования команде главы КГГА, его продолжительную и достаточно затратную пиар-кампанию, рейтинг Партии регионов и ее кандидата на должность мэра столицы от партии власти А. Попова остается невысоким. Хотя многочисленные социологические исследования утверждают обратное, необходимо учитывать, что их регулярно проводят консалтинговые компании, приближенными к «регионалам», соответственно они не отображают реальной электоральной картины. К этому также следует добавить чрезвычайно низкий рейтинг непосредственно Президента Украины в Киеве, что может существенно повлиять на предпочтения киевлян во время выборов и, как следствие, вынудить власть использовать все доступные ресурсы (как законодательно разрешенные, так и «теневые») для победы в столице.
Однако, как это не парадоксально, создание жесткой вертикали не принесло каких-либо ощутимых дивидендов как непосредственно самой власти (кроме, разумеется, вопросов, связанных с личным бизнесом), так и в целом гражданам Украины. Более того, уровень политической поддержки властных инициатив оказался в прямой зависимости от ситуации в экономике, причем, фактически, без традиционного для Украины этапа ожидания, своеобразного периода нейтральности. Учитывая, что заявленные реформы проводились без какой-либо системы, элементарной подготовки, соответствующих кадров и так далее, на сегодня они свелись в основном к продвижению интересов отдельных групп влияния, что актуализирует перед властью необходимость акцентировать внимание общественности на других аспектах жизнедеятельности страны (проведение ЕВРО-2012, так называемая борьба с коррупцией, громкие уголовные дела). Однако, следует отметить, что потенциал у вышеперечисленных «отвлекающих маневров» чрезвычайно низок, соответственно в 2012 году власть встанет перед необходимостью придумывать что-то новое (наиболее прогнозируемый и простой вариант – кадровые ротации и поиск виновных в провале реформ).
Во-вторых, необходимо отметить фактическое вытеснение оппозиции на обочину политических и социально-экономических процессов, которые происходят в стране. Мы не будет останавливаться на проблемах, связанных с Ю. Тимошенко, Ю. Луценко, фактическим распадом БЮТ, борьбой вокруг избрания единого «лидера» оппозиции, формированием новых оппозиционных сил и тому подобное. Отметим лишь, что оппозиция сама виновата, что оказалась в подобной ситуации, не сумев объединиться и предложить обществу внятную и понятную альтернативу действиям власти (или хотя бы программу реальной борьбы с властными инициативами). Вместо этого, оппозиция продолжает жить методами и лозунгами 2000 – 2004 гг., которые давно морально устарели.
Вместе с тем, ограничение политической конкуренции, своеобразная «монополизация» политического пространства одной политической силой существенно обострило внутригрупповую борьбу непосредственно в самой власти. В данном контексте это намного более опасно, чем противостояние с оппозицией, так как провластные группы влияния обладают большими финансовыми ресурсами и могут «расшатать» изнутри вроде бы «монолитную» конструкцию. Таким образом, известный тезис о том, что борьба с внутренними конкурентами гораздо более опасна и кровопролитна, чем война с внешними врагами, может быть применим и к Украине в 2012 году.
С этим связан третий, последний внутриполитический тренд, а именно подготовка и фактический старт кампании по выборам в Верховную Раду Украины. Уже сейчас ясно, что предстоящие выборы станут наиболее «грязными» в истории страны, так как на них будет решаться не только судьба высшего законодательного органа, но и судьба Президента, нескольких крупных политических сил (как оппозиционного, так и провластного направления), а также будут определяться векторы внутриполитического и внешнеполитического развития Украины на ближайшие 5 – 10 лет.
Таким образом, от динамики развития вышеперечисленных трендов будет во многом зависеть ситуация в Украине в 2012 году. При этом, в силу отсутствия консенсусной традиции в отечественном политикуме, зависимости страны от ситуации на внешних экономических рынках, объектности, а не субъектности Украины в системе международных отношений, прогнозирование конкретных, узкоспециализированных аспектов, связанных с непосредственной политико-управленческой практикой, сегодня представляется маловероятным.