вівторок, 1 грудня 2009 р.

2 декабря – 4 декабря 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера

Народные депутаты от БЮТ зарегистрировали законопроект под номером 5323, который вносит изменения в статью 74 закона о Конституционном суде Украины. В случае принятия изменений судьи получат право определять, какие правовые нормы должны применяться со дня принятия решения о неконституционности соответствующего правового акта. В целом, принятие данного законопроекта не только существенно расширяет компетенцию судей, но и наделяет их новыми полномочиями, в частности правом самостоятельно устанавливать правовые нормы. Показательно, что данные нормы фактически будут иметь силу закона. Отметим, что это является прямым вмешательством в деятельность Верховной Рады Украины, исключительно в компетенцию которой входит вышеуказанное право.

Основные риски от принятия данного законопроекта заключаются в следующем.

Во-первых, открывается реальная перспектива для ревизии положений политической реформы образца 2004 года. В случае отмены ее положений Конституционным Судом, влияние Верховной Рады на процесс определения вопроса, какие положения являются действующими, будет минимальным, то есть 18 судей смогут написать фактически новый проект Конституции. Основные же дивиденды получит тот кандидат в Президенты (либо уже новоизбранный глава государства), который будет контролировать максимальное количество судей.

Во-вторых, сам факт появления данного законопроекта свидетельствует о том, что БЮТ мобилизует все ресурсы для президентской кампании, параллельно с этим рассматривая вариант непобеды своего кандидата на выборах. Принятие законопроекта № 5323 может позволить БЮТ, даже в случае поражения Ю.Тимошенко во втором туре, нивелировать все преимущество оппонента и заблокировать его вступление на должность.

Кроме того, не исключено, что вышеуказанная норма может повлиять на определение сроков второго тура выборов (для БЮТ удобен вариант переноса второго тура на более поздний термин). Для этого пропремьерской фракции необходимо найти ситуативный компромисс с Секретариатом Президента (который вполне возможен, учитывая, что таким образом увеличивается время полномочий действующего Президента), чтобы повлиять на Конституционный Суд в вопросе неконституционности ряда положений закона о выборах главы государства.


Риски социально-экономического характера

Верховная Рада Украины не преодолела вето Президента Украины на Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины», ранее внесенный Кабинетом Министров. За принятие законопроекта проголосовали только 199 депутатов. Таким образом, данный закон оказался полностью отклоненным. В связи с этим следует указать на ряд рисков на ближайшую перспективу.

Во-первых, вполне очевидно, что до выборов все значимые законодательные инициативы, исходящие от Кабинета Министров, читай от кандидата в президенты Ю.Тимошенко, не будут поддержаны в стенах парламента. Впрочем, вероятнее всего, та же судьба уготована всем сопоставимым по значению законопроектам от остальных двух фаворитов избирательной гонки. Последнее обстоятельство усиливает деструктивную тенденцию в работе парламента, которая характеризуется откладыванием решений актуальных вопросов государственного управления до формирования новой устойчивой коалиции.

Во-вторых, неудача в попытке реформирования межбюджетных отношений до президентских выборов может повлечь серьезные последствия: попадание данного вопроса, особенно проблемы эффективности функционирования местных бюджетов, в разряд «забытых» и после президентских выборов. Данному риску будет способствовать ряд возможных факторов политической жизни после выборов Президента: роспуск парламента и старт выборов в Верховную Раду, дальнейшее развитие политического и экономического кризиса, выбор внешнеполитического курса нового главы государства и т.д.


Риски политико-информационного характера

Учитывая активизацию информационной составляющей президентской кампании, целесообразным является проведение ситуативного SWOT-анализа возможностей основных кандидатов на пост главы государства.

В контексте последних социологических опросов, в тройку лидеров входят В.Янукович, Ю.Тимошенко и А.Яценюк. Сегодня мы проанализируем сильные и слабые стороны лидера «Фронта перемен».

Электоральным ядром А.Яценюка являются избиратели, разочаровавшиеся в деятельности «оранжевой» коалиции, а также непосредственно В.Ющенко. Также в сферу его интересов частично попадают избиратели Ю.Тимошенко и В.Януковича.

А.Яценюк первым среди реальных кандидатов начал свою информацинную кампанию. С эстетической точки зрения пиар-кампанию лидера «Фронта перемен» нельзя назвать удачной, однако незамеченной она не осталась. В целом А.Яценюк пытается создать образ сильного демократического лидера, видимо этим и обусловлена «военная специфика» его кампании. Вместе с тем, фактура и возраст А.Яценюка не позволяют ему в полной мере соответствовать избранному образу.

По объему предвыборного бюджета А.Яценюк уступает лишь В.Януковичу и Ю.Тимошенко, однако пул бизнесменов, которые его поддерживают, постоянно меняется.

В своей политической программе А.Яценюк провозгласил курс на модернизацию и развитие. Основные постулаты программы заключаются в том, что стране необходима новая индустриализация, ускоренное развитие сельского хозяйства, активная демографическая политика и реформа армии. Первый постулат призван привлечь на его сторону электорат В.Януковича, который сосредоточен в промышленных регионах и активно интересуется этой тематикой. Сельское хозяйство, здоровье и образование населения, а так же армия являются общими вопросами, которые касаются большинства граждан, хотя определенные заигрывания с сельским электоратом имеют место. Однако отметим, что механизм реализации программы не прописан, также отсутствует стратегия первоочередных действий.

К сильным сторонам кандидата в Президенты А.Яценюка следует отнести:

1. Новизну, свежесть восприятия общественностью.

2. Достаточно мощную финансовую поддержку.

3. Агрессивную пиар-кампанию в СМИ.

4. Прогрессивные взгляды, эффектную форму их подачи.

5. Активную коммуникацию с электоратом.

Слабые стороны:

1. Недостаток серьезного политического опыта.

2. Несоответствие кандидата выбранному имиджу.

3. Отсутствие устоявшегося «ядерного» электората.

4. Отсутствие собственной сильной политической партии.

5. Слабый административный ресурс.

6. Отсутствие явной поддержки из-за рубежа.

В целом, прямо не относясь ни к одной из основных политических сил, А.Яценюк может работать на всех электоральных полях, кроме крайне левых, но больше тяготеет к правоцентристскому полю. Попытка лидера «Фронта перемен» выступить в роли «третьей силы» имеет серьезные шансы на успех, так как в обществе сформировалось устойчивое недоверие как к действующей власти, так и к оппозиции. Кроме того, президентская кампания однозначно поможет А.Яценюку сформировать собственную команду с прицелом на будущее.

Возможности:

1. Большое количество «свободного» электората.

2. Отсутствие политической ангажированности, возможность работы во всех регионах.

3. Возможная поддержка со стороны США.

4. Активная работа с населением.

5. Привлечение на свою сторону региональных элит и финансово-политических групп.

Угрозы:

1. Активное использование конкурентами административного ресурса.

2. Провал предвыборной кампании из-за несоответствия выбранному образу.

3. Недостаток ресурсов для продолжительной полноценной борьбы.

Прогноз

На сегодняшний день А.Яценюк вполне может рассчитывать на 9%-11% голосов. Этот результат, скорее всего, гарантирует третье место в первом туре выборов. При очень удачном ходе кампании результат может увеличиться до 15%, что, впрочем, маловероятно. При провале кампании и активном вмешательстве конкурентов результат А.Яценюка может составить 5% голосов.



Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю.