четвер, 25 лютого 2010 р.

26 февраля – 1 марта 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии.

Риски политического характера

В.Янукович, заняв должность Президента Украины, получил в наследство неизмеримо худшую ситуацию в вопросе реализации своих властных полномочий, нежели его предшественник. Существует ряд рисков политического характера, как старых, так и новых, препятствующих новому главе государства добиться кардинального перелома в сложившейся ситуации.

На данном этапе серьезную угрозу для президентских полномочий несет не столько Кабмин Ю. Тимошенко, сколько политические амбиции возможного партнера по коалиции – НУНС. Речь идет об обжаловании в Конституционном суде депутатами этой фракции права президента освобождать глав областных государственных администраций без представления Кабинета министров согласно положению Закона «О местных государственных администрациях». Также нынешняя редакция закона ограничивает время пребывания губернаторов на должности сроком полномочий президента. Т.е. с уходом в отставку В.Ющенко, должны уйти и главы областных государственных администраций, среди которых много представителей НУНС. Отмена указанной нормы закона в условиях отсутствия госбюджета и ручного управления финансовыми потоками из центра не только сохраняет возможности для финансовых злоупотреблений губернаторов, но и дает ряд политических козырей для НУНС, о которых речь пойдет ниже.

Инициатива депутатов от НУНС в случае ее успеха, может привести к ряду неблагоприятных последствий для В. Януковича и его окружения.

Во-первых, произойдет ослабление правовых полномочий президента по формированию вертикали исполнительной власти.

Во-вторых, значительно сузятся возможности Партии регионов получить контроль над исполнительной властью в большинстве ключевых регионов.

В-третьих, цена участия НУНС в коалиции с Партией регионов становится на порядок выше. Так, по словам депутата от этой политической силы Д.Жвании, последняя ведет переговоры со всеми фракциями, кроме коммунистов, при условии выдвижения премьера от НУНС. Даже если в Партии регионов победит компромиссная точка зрения по вопросу формирования коалиции (технический премьер – не «регионал»), то назначение главою правительства представителя другой политической силы неизбежно вызовет обострение внутренних противоречий в Партии регионов.

В-четвертых, данная акция НУНС на руку и действующему премьеру Ю.Тимошенко, заинтересованной, несмотря на конфликты с рядом ющенковских губернаторов, в дальнейшей работе нынешней коалиции даже ценой сохранения на своих постах неугодных глав областных администраций.


Риски социально-экономического характера

Перед новым Президентом Украины В.Януковичем и его командой стоит целый ряд серьезных экономических проблем, решать которые необходимо уже сегодня.

Проблемой номер один, безусловно, является государственный бюджет, отсутствие которого до сих пор серьезно настораживает не только экспертов, но и граждан, особенно занятых в бюджетной сфере. От того, каким, будет бюджет-2010, во многом зависит первый год президентства В.Януковича.

С одной стороны, раздав множество щедрых предвыборных обещаний, новый Президент не может пойти на сокращение социальных издержек. С другой стороны, наращивать темпы и масштабы социальных выплат не позволяет нынешнее состояние экономики. В целом, пока можно констатировать, что направление экономической политики В.Януковича (реформирование или традиционное заигрывание с электоратом) во многом будет зависеть от того, кто, в конце концов, займет кресло Премьер-министра.

Очевидно, что главную роль в экономике при Президенте В.Януковиче будут играть предприятия крупной промышленности. Особые преференции будут оказаны компаниям Р.Ахметова и другим бизнесменам, поддержавшим новоизбранного главу государства. В результате этого можно ожидать на некоторый передел собственности. Скорее всего, давлению подвергнется «ММК им Ильича» В.Бойко, серьезно обострится борьба между компаниями «Метинвест» и «Евраз». Пользуясь политической поддержкой подконтрольный Р.Ахметову «Метинвест» будет активно вытеснять с украинского рынка «Евраз» Р.Абрамовича, что в свою очередь, может вызвать конфликт с Россией.

Еще одной проблемной сферой экономики является электроэнергетика. Вопрос по «Днепрэнерго» по прежнему остается открытым и не удивительно, если в ближайшее время возобновятся попытки передать эту компанию под управление корпорации «ДТЭК» Р.Ахметова, что может вызвать конфликт с группой «Приват» И.Коломойского. Кроме того, усилиться борьба за приватизацию топовых государственных предприятий, таких как «Укртелеком», «Одесский припортовый завод», «Укрнафта», «Центрэнерго», «Западэнерго».

Не останется в стороне и другой спонсор В.Януковича, Д.Фирташ. Он давно желает вернуться в схему транспортировки и распределения поступающего из России газа, и имеет на это определенные шансы. Газовые договоренности с Россией, скорее всего, будут пересмотрены, так как такая цена на газ категорически не устраивает крупную промышленность, которая сделала ставку на нового Президента. Возможно, что при составлении новых договоренностей найдется место и посредническим структурам Д.Фирташа.

В целом, характерными чертами президентства В.Януковича станут монополизация экономики, протекционизм, приватизация государственной собственности и ставка на крупную промышленность. В связи с этим не стоит ожидать на серьезное укрепление гривны, так как дешевая национальная валюта выгодна экспортерам, а также снижение налогового бремени (бюджет необходимо наполнять). Не исключено, что эта задача будет возложена на мелкий и средний бизнес.


Риски политико-информационного характера
В ближайшее время следует ожидать на усиление информационной кампании, связанной с первыми кадровыми решениями нового Президента Украины В.Януковича. Главе государства необходимо выполнить три первоочередные задачи, а именно:

– в полной мере удовлетворить кадровые амбиции своего ближайшего окружения, а также основных финансовых доноров его предвыборной кампании;

– сформировать команду профессиональных управленцев, способных обеспечить качественное экспертно-аналитическое сопровождение деятельности Президента Украины;

– сформировать так называемую «третью команду», призванную разрабатывать альтернативные сценарии решения социально-экономических и политических проблем (своеобразные аналог оппозиции или «теневого правительства»), что в значительной мере нивелирует эффективность оппозиционной деятельности БЮТ и других политических сил.

В целом, своеобразная иерархия соответствующих назначений выглядит следующим образом:

1. Администрация Президента Украины. Главный вопрос – полномочия президентской канцелярии. В принципе, возможны два варианта: а) сопроводительно–совещательная роль; б) контролирующая роль (аналог Кабинета Министров Украины).

По нашему мнению, путь развития Администрации Президента зависит от личности его главы. С назначением С.Левочкина (обладающего серьезными политическими амбициями) канцелярия Президента будет максимально вмешивать в работу правительства и Верховной Рады.

2. Формирование кадрового состава Кабинета Министров. Решение данной проблемы пребывает в прямой зависимости от формата новой парламентской коалиции, в частности, только на данный момент существует три кандидатуры на пост Премьер-министра. Особое внимание будет уделяться, во-первых, экономическому блоку, во-вторых, силовым министерствам, а также министерству иностранных дел.

3. Назначения глав областных государственных администраций. Этот вопрос является чрезвычайно важным для нового Президента, так как позволит усилить свое влияние на региональные элиты, прежде всего в тех областях, в которых В.Янукович проиграл своему оппоненту Ю.Тимошенко во время второго тура президентских выборов. Однако вопрос увольнения и назначения губернаторов, после соответствующего представления депутатов НУНС, оказался в зависимости от решения Конституционного Суда Украины. Кроме того, свои рычаги влияния на данную проблему есть и у Кабинета Министров Украины Ю.Тимошенко.

4. Подготовка к формированию нового состава СНБОУ (не исключено, что полномочия вышеуказанного органа могут быть несколько видоизменены – разумеется, в рамках действующей Конституции, которая позволяет усилить либо, наоборот, ослабить роль данного органа).


Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю.