вівторок, 29 грудня 2009 р.

30 декабря 2009 года – 12 января 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии.

Риски политического характера
Разгул непогоды в декабре и возможные осложнения с погодой в будущем месяце может повлиять не только на работу коммунальных служб, но и оказать влияние на избирательный процесс. Следует отметить, что значение неполитических факторов в избирательной борьбе, как информационных поводов, существенно увеличилось в текущем году. Достаточно вспомнить недавнюю эпидемию гриппа. В контексте президентской кампании можно указать на возникновение следующих политических и информационных рисков для участников выборов, связанных с природным фактором.

Во-первых, ни для кого не секрет, что основной упор в агитационной работе в преддверии голосования делается на электорат, который не определился. Поэтому фактор стихии вносит серьезные коррективы в возможность проведения агитации на местах участниками выборов. При тяжелых погодных условиях отменяются все запланированные встречи с избирателями.

Во-вторых, повальная неготовность местных властей (часто по совместительству начальников штабов кандидатов в президенты на местах) к разгулу стихии делает их начальство – претендентов на кресло президента – удобной мишенью предвыборной взаимной контрагитации.

В-третьих, традиционно низкая эффективность работы властей при предупреждении и ликвидации стихийных бедствий в условиях ухудшения погодных условий снижает индекс политического доверия избирателей ко всем кандидатам в президенты, находящимся на государственных постах (особенно у неопределившихся).

В-четвертых, в случае существенного ухудшения погоды ко дню выборов и низких темпов ликвидации ее последствий произойдет снижение явки избирателей.

Риски социально-экономического характера
Первый серьезный фактор, который существенно повлияет развитие украинской экономики 2010 года – это продолжительность президентской кампании. Чем дольше будут длиться выборы, тем сложнее будет экономическая ситуация после них. МВФ четко дал понять, что новый транш Украина не получит до конца выборов, а этот транш на сегодня в сложившихся условиях жизненно необходим.

Национальная валюта в предвыборный период будет удерживаться в районе 8 гривен за доллар, во многом благодаря интервенциям Национального банка Украины и усилиям правительства. Выше ей пойти не дадут, а серьезная ревальвация гривны крайне невыгодна промышленности и трудноосуществима. После выборов на национальную валюту будет оказано серьезное давление, сгладить которое сможет новый транш от МВФ. Основным негативным фактором для гривны будет необходимость в дополнительной эмиссии, так как выборы вещь дорогостоящая и основные кандидаты активно обещают повышение социальных стандартов, на что сегодня средств просто нет. Так же необходимо выделять финансирование на строительство объектов к ЕВРО-2012 в рамках государственной программы. На сокращение издержек в предвыборный период и впервые месяцы после выборов никто не пойдет, так что выбор один – либо накапливать долги, либо совершать новую эмиссию гривны.

Еще одним риском для национальной валюты является укрепление доллара США по отношению к евро и другим мировым валютам. В текущем месяце доллар укрепился по отношению к евро на 10 центов и в 2010 году эта тенденция имеет все шансы продлиться. Укрепление доллара будет означать переход инвесторов к менее рисковым активам и сворачивание программы ликвидности, запущенной правительством США и других мировых держав. Глава ФРС США в своем недавнем выступлении заявил, что экономика подает позитивные сигналы и в феврале программу ликвидности можно постепенно сокращать и начинать поднимать процентные ставки. Если ставки начнут подниматься, ликвидность исчезнет с рынков. Это произойдет не так быстро как осенью 2008, но все равно будет иметь негативный эффект как для украинской валюты, так и для экономики в целом.

Опасение вызывает преддефолтное состояние ряда европейских стран. В зоне особого риска находятся страны Прибалтики, особенно Латвия, а также Венгрия, Греция, Ирландия и даже Испания. В случае серьезных проблем или даже дефолта одной из этих стран, Европу ждут серьезные финансовые потрясения, которые не обойдут стороной и Украину.

Газовые договоренности, заключенные с Россией, также не являются выгодными для украинской стороны. Цена газа слишком высока и является серьезной проблемой для всех отраслей экономики. Так как в ближайшее время государство не собирается внедрять энергосберегающие и газозаменяющие технологии, зависимость от этого ресурса будет значительной. В канун очередных выплат за газ гривна будет ощущать это на себе в полной мере, так что стабильного валютного курса в 2010 году ожидать не стоит.

Если не будет поводов для ухудшения ситуации в 2010 году, и мировая и украинская экономики будут постепенно наращивать производство и выходить из кризиса, то средневзвешенный курс гривны в 2010 может составить 7-8 гривен за доллар. Если же внутри страны будут происходить политические и экономические катаклизмы, или мировая экономика начнет реализовывать негативный сценарий, то валюта вполне может упасть до 9-10 гривен за доллар. То, что ситуативно такие значения мы увидим в будущем году, почти не вызывает сомнений.

Крайне важным для экономики страны в 2010 году будет развитие основных экспортных отраслей: металлургии и горнодобывающей отрасли. На сегодняшний день мировая экономика постепенно восстанавливается, что позитивно отражается на спросе на металлургическую продукцию. Но есть ряд негативных факторов, которые могут оказать влияние на потребление металла и железорудного сырья в 2010 году. Первый факт – сворачивание Китаем программы масштабных закупок металлургической продукции. В 2009 году Китай серьезно пополнил свои запасы стали, и в конце года снизил объем закупок. В 2010 Китай будет импортировать меньшее количество стали, так как его складские запасы полны. Кроме того, недавнее введение Китаем пошлин на стальную продукцию из России и США дает понять, что китайское правительство намерено сократить закупки, что непременно скажется на цене металла. Еще одной проблемой для металлургии может стать недавний крах фонда Dubai World, что повлечет за собой снижение объемов строительство во всем Ближневосточном регионе. Этот регион традиционно входит в сферу интересов украинских поставщиков, и сокращение поставок может сильно отразиться на производителях. В целом же если цена металла в 2010 году будет стабильно выше 500 долларов за тонну, то отечественная металлургия сможет по итогам года нарастить производство на обозначенные аналитиками 10%. Если же цена будет колебаться в диапазоне 400-500 долларов за тонну, то у предприятий будут серьезные проблемы с прибылью.

Что касается железорудного сырья, то его перспективы на первую половину года прояснятся в скором времени, когда будут заключены контракты между основными игроками рынка. В целом на сегодня мировой спрос на ЖРС достаточно стабилен, но с сокращением производства металла сократится и потребление ЖРС. В перспективе негативным фактором для украинских поставщиков сырья может стать недавно открытое крупное месторождение руды в Китае. Но на его разработку уйдет не один год, так что это перспектива ближайших трех-пяти лет.

В целом прогноз на первый квартал 2010 года, когда предположительно закончатся президентские выборы, умеренно негативный. Экономика на сегодняшний день находится в тяжелой ситуации, но масштабного коллапса удалось избежать. Многое будет зависеть от того как поведет себя новоизбранный президент, если он сможет принять волевое непопулярное решение и начнет реформировать экономику и сокращать государственные издержки, то ситуация будет постепенно улучшатся и через год-два отечественная экономика сможет восстановиться. Если же будет продолжена популистская монетарная политика, то страна будет погружаться в долговую яму и кризисные явления растянутся на долгие годы. Многое будет зависеть от внешней ситуации. Если ЕС и США продолжат экономический рост и обойдутся без новых потрясений, то Украина сможет показать небольшой прирост ВВП и промышленного производства в 2010 году, а также удержать стабильный курс гривны и 10% - 12% инфляции. Если же начнется вторая волна кризиса, то Украина будет в числе наиболее пострадавших государств.

Основными рисками для Украины в 2010 году будут:

1. Политическая нестабильность, популистская экономическая политика власти.

2. Высокая цена на газ, возможные проблемы с оплатой.

3. Большая доля «плохих долгов», что может привести к коллапсу банковской системы.

4. Возможный дефолт ряда государства ЕС (Латвия, Греция, Венгрия и другие).

5. Ухудшение конъюнктуры на рынке металла.

6. Повышение процентных ставок в США и Европе, рост курса доллара, сворачивание программы экономического стимулирования.

7. Рост безработицы в связи с застоем в промышленности и строительстве.

8. Долгое непринятие бюджета и последующее его невыполнение.

9. Прекращение кредитования со стороны МВФ и других иностранных структур.

10. Рост государственного, а особенно корпоративного долга.

Эти проблемы будут наиболее острыми для отечественной экономики в 2010 году. Украина только начала постепенно выходит из сложнейшего за последние десять лет кризиса. При этом к чисто экономическим проблемам добавилась серьезная политическая нестабильность. Совокупность этих факторов делает нашу страну очень уязвимой для различных внешних раздражителей, так как большую часть своего запаса прочности Украина исчерпала в 2008-2009 годах.

Если срочно не начать принимать меры по модернизации и восстановлению экономики, то вторую волну кризиса украинская промышленность может просто не пережить и нам придется навсегда попрощаться с некоторыми отраслями промышленности (например, с машиностроением). Также существует серьезная угроза оказаться в долговой яме, ведь внешний долг Украины постоянно растет, а с 2012 года придет время расплачиваться с МВФ за полученные кредиты. Если к тому времени экономика не восстановится хотя бы до уровня начала 2008 года, то у страны будут серьезные проблемы.

При положительном развитии событий 2010 год будет позитивным для украинской экономики. Вполне возможно, что мы увидим прирост ВВП по итогам года на уровне 3%-4%, рост промышленного производства на 3% и инфляцию не больше 12%. Все это будет сопровождаться стабильным курсом гривны и постепенным оживлением банковской сферы, рынка недвижимости и торговли. Но для позитивного варианта развития событий необходима стабильная ситуация на мировых рынках, «спокойные» выборы президента и грамотная политика новоизбранного лидера. При совокупности всех вышеперечисленных факторов в 2010 году Украина может окончательно выйти из кризиса и начать постепенную модернизацию экономики. Вероятность такого развития событий не очень велика, но все же этот сценарий вполне возможен, главное избежать серьезных угроз и потрясений и иметь четкий план действий по выводу экономики из кризиса.

***

Московская межбанковская валютная биржа приобрела 50%+1 акцию ПФТС за десять миллионов долларов. Это знаковое событие для украинского фондового рынка, учитывая, что единственный конкурент ПФТС, Украинская биржа, уже принадлежит другой Российской бирже РТС. Таким образом, можно сделать вывод, что наш рынок переходит практически под полный контроль России. Если учесть возможность слияния ММВБ и РТС, то не исключено, что весь фондовый рынок Украины сосредоточится в одних руках. Безусловно, это несет угрозу, как фондовому рынку, так и украинской экономике в целом. Но на данный момент украинские биржи просто не могут эффективно развиваться сами, так как не имеют для этого ни достаточного опыта, ни оборотных средств. Из серьезных иностранных инвесторов наибольшую заинтересованность проявила Россия, которая в итоге и получила контроль над основными украинскими площадками.

Российские инвесторы в первую очередь усовершенствуют техническую базу отечественных бирж, введут в оборот современные инструменты торговли, например срочный рынок, и значительно повысят ликвидность украинских площадок. Безусловно, эти действия необходимы и возможны только при серьезном инвестировании. Не исключено, что по российскому примеру между украинскими площадками будут разделены полномочия, и они перестанут мешать друг другу, что так же будет позитивным моментом. В целом, потеряв независимость, украинский фондовый рынок приобрел перспективу привлечения инвестиций и качественный менеджмент. Если россияне в серьез займутся развитием украинских площадок, то наш отечественный рынок ждет большое будущее. Если же нас будут рассматривать его просто как филиал для получения спекулятивной прибыли без вложения серьезных ресурсов, то на нашем рынке мало что изменится, он по прежнему будет подконтролен узкому кругу лиц, только теперь эти лица будут другой национальности. В перспективе возможно обращение украинских эмитентов на ММВБ, что будет первым серьезным сигналом к интеграции двух экономик и может иметь далеко идущие последствия.

На прошлой неделе, 18 – 25 декабря, фондовый рынок Украины, как мы и прогнозировали, продолжил снижаться. Так, индекс ПФТС за пять дней торгов потерял 2,5%, а индекс Украинской биржи – 5,2%. Это снижение было вызвано предновогодними настроениями инвесторов и их желанием зафиксировать прибыль перед праздниками. Что характерно, наш рынок снижался на позитивном внешнем фоне, и это дает повод инвесторам задуматься о перспективах следующего года, например, подумать о том, что будет, когда внешний фон сменится на негативный.

Американский индекс широкого рынка S$P 500 преодолел значимую отметку в 1120 пунктов, и закрылся на отметке в 1127 пунктов, изобразив тем самым небольшое новогодние ралли, что позволило управляющим фондами показать хорошую годовую отчетность и получить свои «заслуженные» бонусы. Интересной будет динамика американского рынка в новом году, если индексу удастся закрепиться выше значения в 1120-1130 пунктов, то это будет означать позитивное открытие для отечественных площадок, и даст перспективы роста в начале года. Если этого не случится, то фондовые рынки ждет коррекция.

Риски политико-информационного характера
В контексте рисков политико-информационного характера следует отметить требование Президента В.Ющенко (по итогам совещания главы государства с руководством Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных сил) к Премьер-министру Ю.Тимошенко безотлагательно профинансировать Вооруженные силы Украины в объеме 266,5 миллиона гривен для обеспечения ряда неотложных потребностей. По мнению В.Ющенко, выполнение бюджета текущего года по финансированию потребностей Вооруженных Сил Украины является сверхкритическим и недопустимым.

Данное заявление Президента Украины следует рассматривать через призму предвыборной кампании. Нагнетание ситуации вокруг недофинансирования армии позволяет, во-первых, получить дополнительный информационный повод для аргументированной критики главы правительства.

Во-вторых, это фактор влияния на значительную долю электората (военнослужащие), которая, как правило, голосует за кандидата от власти, влияющего на распределение денежных потоков.

В-третьих, от армии во многом зависит развитие ситуации в стране в случае какой-либо дестабилизации – начиная от политической, социальной и заканчивая природными катаклизмами. Поэтому в ближайшие дни, несмотря на новогодние праздники, следует ожидать на активизацию кандидатов в президенты именно в контексте финансово-материального обеспечения Вооруженных Сил Украины.



Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю.