вівторок, 9 лютого 2010 р.

10 февраля – 11 февраля 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии.

Риски политического характера
Как и прогнозировалось, результатом второго тура стал разрыв между двумя претендентами на пост главы государства в районе 3,5%. При столь незначительном отрыве победителя – В.Януковича – от соперника, а также отсутствии поддержки населения большей части территории Украины – на лицо все признаки низкой легитимности новоизбранного президента страны. Этим обстоятельством, разумеется, не применит воспользоваться Ю.Тимошенко. Для этого у нее возможностей более чем предостаточно.

Не смотря на всеобщее признание международными наблюдателями прошедших выборов демократическими, команда премьера будет настаивать на обжаловании в судах их результатов на более чем 1000 избирательных участках. При этом, скорее всего, на некоторых участках будут доказаны факты фальсификации выборов. Однако при всей нереальности проверки итогов голосования на таком количестве участков и в кратчайшие сроки данная инициатива говорит скорее не об обжаловании результатов выборов в целом, а об эффектном переходе в оппозицию. При этом Ю. Тимошенко достигает сразу несколько целей:

– сохраняет лицо перед избирателями;

– портит вкус победы В.Януковичу, указывая на сомнительность его законного избрания;

– делает достоянием гласности факты фальсификаций выборов на отдельных избирательных участках, проводимых Партией регионов, что в свете будущих местных выборов заметно улучшает рейтинг БЮТ, снижает потенциальную поддержку населением Партии регионов и стимулирует избирателей центральных и восточных областей проголосовать за политические проекты С.Тигипко и А.Яценюка, т.е. опять же вымывает голоса у «регионалов».

В целом, имея значительное влияние на судебную систему Украины и оперируя неконституционностью некоторых положений Закона Украины «О выборах Президента Украины», БЮТ будет добиваться признания результатов голосования на вышеуказанных участках недействительными. Однако, надеяться на повторный второй тур президентских выборов не следует, ведь согласно Закону «О выборах Президента Украины» повторное голосование может происходить в двух случаях:

– если ни один из кандидатов на пост Президента не был избран (Верховная Рада выносит постановление о назначении повторных выборов на основании постановления ЦВК о не избрании ни одного из кандидатов);

– если все кандидаты на пост Президента Украины, включенные в избирательный бюллетень, ко дню выборов или ко дню повторного голосования сняли свои кандидатуры.

Так вот, максимальным результатом, на который может рассчитывать команда БЮТ – это перерасчет голосов на спорных участках, во время которого едва ли удастся наверстать более чем 3-х процентный разрыв между кандидатами.

Еще одним вариантом отстаивания результатов выборов является организация массовых акций протеста. Теоретически в условиях современной социально-экономической ситуации в Украине организовать такие акции реально, ведь сегодня, учитывая последствия экономического кризиса, существует довольно большая масса населения, которое в основном состоит из безработных и маргинальных слоев, что вместе с партийными активистами способны организовать «новый Майдан».

Однако, массового идейного подъема граждан ожидать не приходится, ведь среди населения доминирует большое разочарование в действиях власти, недоверие и апатия к политике в целом. Поэтому массовые акции протеста возможны исключительно на коммерческой основе, которая, в свою очередь, требует огромных финансовых затрат.

Не маловажным фактом является то, что Ю. Тимошенко все еще остается премьером. Учитывая намерения регионалов создать коалицию после оглашения ЦИК окончательных результатов выборов, ее задачей будет не допустить перекачку необходимого минимума в 37 голосов НУНС в союз с Партией регионов и Блоком Литвина. Впрочем, Партия регионов фактически уже имеет в своем активе 29 депутатов-«нашеукраинцев», если судить по итогам голосования за новую редакцию закона о выборах президента. Если Ю.Тимошенко удастся сохранить влияние на большинство в НУНС, она сможет остаться на данной должности, по крайней мере, до выборов в местные советы. В любом случае переформатирование парламентской коалиции необходимо новому президенту. В противном случае ему придется искать способы, как в свое время В.Ющенко, для легитимного роспуска парламента. На фоне экономического кризиса, неуправляемого парламента и Кабинета Министров деятельность В.Януковича в качестве главы государства не будет отличаться эффективностью, что, в конечном счете, приведет к снижению не только его рейтинга, но и поставит под вопрос электоральный потенциал Партии регионов и даже ее единство.

Впрочем, такой сценарий кажется нам маловероятным, поскольку регионалы могут создать большинство с коммунистами, Литвином и группой Балоги. В этом случае, Ю.Тимошенко и БЮТ, как отмечает большинство экспертов, займет наиболее выгодную нишу оппозиции, откуда удобно будет дискредитировать нового президента и заработать дивиденды на предстоящих местных выборах и возможных перевыборах в Верховную Раду.

Отметим, что в арсенале БЮТ существует еще один рычаг влияния на избирательный процесс, благодаря которому возможно максимально оттянуть приход лидера Партии Регионов к власти. Речь идет о постоянном блокировании заседаний Верховной Рады депутатами от БЮТ, чтобы не допустить В.Януковича к принятию присяги. Такая политическая борьба может длиться неограниченный период времени и привести к проведению внеочередных парламентских выборов (в частности, если на протяжении 30 дней не будут проводиться пленарные заседания).

Риски политико-информационного характера
В контексте президентской кампании в ближайшее время следует ожидать на ряд информационных выбросов, которые будут направлены на формирование соответствующего общественного мнения в политико-информационной плоскости.

В частности, своеобразный информационный рейтинг выглядит следующим образом:

1. Ситуация на валютном рынке. В частности, следует отметить некоторое снижение курса гривны, что можно объяснить как экономическими, так и политическими причинами. При этом доминирующими являются все же последние, так как значительная часть крупного бизнеса, сделавшая ставку на Премьер-министра Украины Ю.Тимошенко как кандидата в Президенты, в ближайшее время будет стараться сосредоточить в своих руках максимальное количество валюты, избавившись от лишней гривны. Это связано с тем, что действия Партии регионов в экономической сфере, несмотря на заявления ее спикеров о том, что никаких репрессий не будет, пока что с трудом поддаются прогнозированию. Не исключено, что после утверждения В.Януковича на посту Президента, а также формирования нового правительства и новой парламентской коалиции, для решения первоочередных экономических задач (среди которых следует отметить, во-первых, реализацию ряда социальных проектов и борьбу с кризисными явлениями – как основные предвыборные обещания Партии регионов, а, во-вторых, удовлетворения ожиданий лояльных финансово-политических групп – спонсоров) усилиться давление на бизнес по политическим причинам. В данной ситуации гривна, в очередной раз, окажется заложником политической борьбы, что приведет к дальнейшему раскручиванию темпов инфляции.

2. Ситуация вокруг инвестиционного климата в Украине в контексте избрания нового Президента. Так, уже сейчас стоимость украинских государственных облигаций упала почти на полпроцента и на столько же подешевела гривна. В целом же риски продолжают расти, что связано с неопределенной политической ситуацией, в частности – возможным обжалованием результатов выборов, блокированием работы Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины. При этом программа кредитования Украины со стороны Международного валютного фонда остается замороженной, а новому главе государства необходимо будет еще доказать свою способность договариваться с соответствующими международными институциями, предложив им целый комплекс реальных гарантий.

Кроме того, показательно, что в нагнетании негатива в плане капиталовложений в Украину принимают участие некоторые международные игроки (к примеру, Российская Федерация), заинтересованные в экспансии на украинские рынки и скупке активов по небольшим ценам.


Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А.