вівторок, 20 жовтня 2009 р.

20 октября – 22 октября 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии


Риски политического характера

Официальный старт президентской кампании актуализировал ряд рисков политического характера, которые могут непосредственно повлиять на результаты выборов. В частности, речь идет о решении Конституционного Суда касательно конституционности отдельных положений закона «О выборах Президента Украины», а также ситуации, которая сложилась в ЦИК Украины.

Решение Конституционного Суда, независимо от количества статей, которые будут признаны такими, что не соответствуют Основному закону, в значительной мере повлияет на ход президентской кампании, так как, во-первых, вынудит основных политических игроков (в данном случае речь идет о Ю.Тимошенко и В.Януковиче) в определенной мере трансформировать стратегию и тактику кампании. Это необходимо будет сделать для того, чтобы в будущем пресечь информационные выбросы касательно нелегитимности результатов выборов из-за нарушений положений закона о выборах президента.

Во-вторых, любые изменения избирательного законодательства позволят кандидатам в Президенты, которые представляют второй и третий эшелон, получить дополнительные информационные поводы и, не исключено, ряд преимуществ перед топовыми кандидатами, в частности – в контексте формирования реестра избирателей, состава участковых избирательных комиссий и так далее. Данный ресурс можно будет использовать во втором туре, предложив его в обмен на кадровые, финансовые либо другие дивиденды одному из кандидатов.

В-третьих, любые изменения закона о выборах главы государства актуализируют роль действующего Президента В.Ющенко, который получает возможность, даже формально не принимая участие в кампании, тем не менее, существенно влиять на ее ход (например, обращаясь в Конституционный Суд либо другие инстанции, блокируя различные инициативы Верховной Рады Украины и так далее).

Что касается ситуации в ЦИК Украины, то на данный момент существует риск блокирования ее работы, учитывая «фактор А.Писаренко». Напомним, что член ЦИК А.Писаренко в марте 2009 года достиг 65-летнего возраста, что, согласно закону о ЦИК, является основанием для прекращения его полномочий. Тем не менее, он продолжает принимать участие в работе комиссии и голосовать на ее заседаниях. Таким образом, легитимность деятельности всей комиссии может быть поставлена под сомнение, причем это может касаться ситуации, когда будут оглашены окончательные результаты президентских выборов. Отметим, что в легитимном решении данной проблемы, по сути, не заинтересованы основные кандидаты в Президенты, которые в случае поражения на выборах могут апеллировать к общественности, указывая на незаконность решений ЦИК и, таким образом, получая возможность перенести принятие решения о победителе выборов в суд.

Необходимо также обратить внимание на ситуацию вокруг деятельности Верховной Рады Украины. С одной стороны, и власть и оппозиция заинтересованы в ее работе, в частности, ситуативных голосованиях по социально-экономическим вопросам, которые могут повлиять на электоральные расклады.

С другой стороны, вопросы, которые имеют стратегическое значение, по нашему мнению, не будут фигурировать в повестке дня (в том числе с помощью блокирования работы парламента). Таким образом, дееспособность Верховной Рады Украины (критерием оценки которой является количество принятых и рассмотренных законопроектов) в ближайшие несколько недель будет весьма условной.

Риски персоналий

Проведенное аналитиками Фонда предварительное исследование свидетельствует о том, что в октябре-ноябре 2009 года следует ожидать на актуализацию минимум восьми новых информационных кампаний, которые будут направлены против отдельных персоналий.

Данные кампании будут содержать как материалы компрометирующего имиджевого характера (личная жизнь, увлечения), так и касаться специфики деятельности отдельных кандидатов в президенты на тех либо иных должностях.

Кроме того, дальнейшее продолжение получит информационная кампания, направленная против отдельных персоналий команд кандидатов в Президенты, при этом следует ожидать на определенную партийную переориентацию (в частности, увеличение заказных материалов, направленных против Партии регионов).

Риски экономического характера

Прошлая неделя ознаменовалась падением наличного курса доллара по отношению к гривне. В связи с этим ряд экономистов заявили о начале процесса укрепления гривны. Вместе с тем, необходимо отметить, что следующей волны девальвации национальной валюты вряд ли удастся избежать. Для этого существует несколько причин.

Во-первых, массовые интервенции Национального банка Украины для ревальвации гривны сейчас маловероятны, так как доллар в основном продается на валютных аукционах для удовлетворения нужд граждан, которые имеют валютные кредиты.

Во-вторых, в Украине сохраняется негативная тенденция увеличения отрицательного сальдо баланса товаров и услуг, а также финансового сектора в целом – в первую очередь из-за запланированного погашения внешних обязательств государственным сектором, частными компаниями и банками.

В-третьих, существенно уменьшились объемы прямых зарубежных инвестиций.

В-четвертых, 19 октября собственники более 93% еврооблигаций Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» утвердили условия их реструктуризации. В частности, «Нафтогаз Украины» предложил держателям своих еврооблигаций на сумму 500 млн. долларов реструктуризировать их на 5 лет до октября 2014 года. Соответственно, на данный момент точно не известно, сколько долларов планирует приобрести компания на межбанковском рынке. Если «Нафтогаз Украины» реструктуризирует и другие долги (перед Deutsche Bank, Credit Suisse і Depha Bank), то это может существенно дестабилизировать гривну.

Однако наибольший риск для курсовой политики заключается в официальном начале президентской кампании. Прежде всего, речь идет о запланированных бюджетных выплатах, инициаторами которых выступает правительство и оппозиционные фракции Верховной Рады. Характер выплат может носить как стратегический характер (увеличение с 1 ноября прожиточного уровня на 12% – 14%, социальных стандартов – на 23%), так и ситуативный – разнообразные одноразовые социальные дотации определенным слоям населения. Кроме того, президентская кампания всегда характеризируется увеличением общей денежной массы (значительные средства в обход налоговой системы выплачиваются агитаторам, работникам избирательных штабов и так далее). При этом резкое увеличение денежной массы в национальной валюте автоматически увеличивает количество операций по ее переводу в доллары, что провоцирует увеличение спроса и рост курса доллара США.

Риски информационного характера

Учитывая официальный старт президентской кампании в Украине, необходимо отметить активизацию российского фактора, который в ближайшие несколько дней получит широкое освещение в информационном пространстве Украины. При этом российский фактор будет использоваться в контексте двух составляющих:

1. Информация позитивного характера (поддержка отдельных кандидатов со стороны официальных органов власти Российской Федерации, политических партий, общественных движений).

2. Информация компрометирующего характера (связи кандидата в президенты с крупными российскими бизнесменами – в частности теми, кто пребывает в оппозиции к российской власти, лоббирование интересов российского бизнеса в Украине и так далее).

Распространение вышеуказанной информации будет происходить как по российским информационным каналам (которые имеют широкое представительство в восточных и южных областях Украины), так и отечественным информационным каналам (при этом тональность информации будет зависеть, во-первых, от региона, во-вторых, ориентации канала на конкретного кандидата в президенты).