четвер, 28 січня 2010 р.

29 января – 1 февраля 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии.

Риски политического характера.
Верховная Рада отправила в отставку министра внутренних дел Ю.Луценко. «За» проголосовали 231 народный депутат. Голосование по фракциям выглядит следующим образом: Партия регионов дала 171 голос, БЮТ – 1, НУНС – 11, КПУ – 27, Блок Литвина – 19, внефракционные – 2. Существует несколько версий касательно причин увольнения главы МВД.
Согласно первой – довольно популярной среди различных обозревателей – увольнения Ю.Луценко может быть результатом компромисса между БЮТ и Партией регионов, согласно которому отставка министра происходит в обмен на голосование ВР изменений в Закон «О выборах президента Украины», на которых настаивает Ю.Тимошенко (вопрос голосования на дому). Однако Партия регионов уже зарегистрировала свою версию изменений в указный Закон (законопроект № 6004), где ни слова нет о чаяниях премьер-министра. Напротив данный законопроект преследует совершенно иные цели – изменить норму организации работы избирательных комиссий. Последним для работы теперь не обязательно иметь кворум в две трети состава (теоретически достаточно присутствие и одного члена комиссии). Впрочем, законодательная инициатива регионалов, и какие возможности для их кандидата в президенты она несет – предмет отдельного анализа.
Таким образом, кажется более вероятным другой вариант – увольнение Ю.Луценко – это одностороння акция регионалов, преследующая сразу несколько целей:
– минимизация использования административного ресурса Ю.Тимошенко руками МВД. Оппоненты уволенного министра неоднократно обвиняли его во вмешательстве милиции в избирательный процесс. Да и сама глава правительства не стеснялась использовать своего министра в сомнительных с точки зрения законодательства операциях (участие МВД в истории с «пропажей» печати Высшего административного суда Украины; участие милиции в событиях на полиграфическом комбинате «Украина» и т.д.). В качестве свежего примера к увольнению Ю.Луценко подоспел месседж от Генеральной прокуратуры, выявившей противоправные действия работников МВД в областях и районах, связанных с массовыми проверками письменных заявлений избирателей относительно голосования на дому.
– реализация сценария «увольнение коррумпированного министра» как акция по дискредитации Ю.Тимошенко в предвыборной пропаганде Партии регионов. Соответствующая лексика из уст А.Герман прилагается.
– создание «задела» на формирование в случае победы В.Януковича новой коалиции с участием голосовавших за отставку министра фракций. Ситуативные союзы для отправки в отставку министров Ю.Тимошенко уже не раз возникали в Верховной Раде, а коммунисты уже бывали с Партией регионов в коалиции. Однако сейчас, когда результаты первого тура выборов продемонстрировали крайне низкую поддержку электоратом тех же КПУ, Блока Литвина не говоря уже о «Едином центре», последним выгодно сохранение действующего парламента на длительный срок. Поэтому, не исключено, что в обмен на увольнение Ю.Луценко, В.Янукович мог дать гарантии указанным фракциям не распускать парламент после выборов.
Отметим, что ситуация вокруг Ю.Луценка на сегодняшний день далека от разрешения, выгодного обеим противостоящим политическим силам. С одной стороны, формально Партия регионов могла рассчитывать на установление собственного контроля (в определенной мере) над Министерством внутренних дел – так как на должность и.о. министра автоматически претендовал М.Клюев, который на протяжении 1999 года исполнял обязанности заместителя начальника УМВС Украины в Донецкой области. С другой стороны, созвав внеочередное заседание Кабинета Министров Украины, и приняв решение о назначении Ю.Луценко на должность первого заместителя министра внутренних дел – и.о. министра, Ю.Тимошенко инициировала дополнительную плоскость противостояния в контексте президентских выборов, успев перехватить инициативу, и поставив в сложное положение действующего Президента В.Ющенко, который должен принять решение касательно поддержки либо не поддержки данного решения. В любом случае, глава государства должен будет формально стать на сторону одного из кандидатов в Президенты, существенно повлияв на предвыборные расклады в плане административного ресурса.
При этом показательно, что Ю.Луценко, будучи уволенным с поста министра внутренних дел, получает возможность, во-первых, активно эксплуатировать имидж «невинно наказанного за принципиальную позицию и исключительно по политическим мотивам», во-вторых, более свободно использовать информацию компрометирующего характера, направленную против лидера Партии регионов.
***
За последние несколько дней в контексте проведения второго тура президентских выборов в отечественных СМИ активизировался вопрос о возможности проведения досрочных парламентских выборов в Украине в 2010 году. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать вероятные сценарии их проведения, а также определить политических игроков, которые наиболее заинтересованы в соответствующем развитии событий.
Сценарий №1. Инициатива будет исходить от новоизбранного Президента Украины. Однако отметим, что роспуск Верховной Рады, согласно Конституции Украины, возможен лишь при следующих условиях, а именно:
– если парламент в течение 30 дней одной очередной сессии не начнет пленарные заседания;
– если в Верховной Раде будет отсутствовать коалиция депутатских фракций (достаточно спорный пункт, учитывая разногласия в трактовке понятий «коалиция», «депутатская фракция» и тому подобное).
Выполнение одного из вышеуказанных условий является достаточно весомой причиной для принятия решения о роспуске парламента новоизбранным Президентом Украины.
Сценарий №2. Проигравший кандидат в Президенты Украины инициирует процедуру отказа депутатов подконтрольной фракции от мандатов либо прилагает максимальные усилия для блокирования работы парламента.
Отметим, что лидер Партии регионов уже заявил, что после избрания его Президентом Украины он, в случае, если парламент не объединится вокруг его программы, инициирует досрочные выборы в Верховную Раду, а также пролоббирует введение моратория на все выборы в течение пяти лет. В значительной мере это свидетельствует о том, что Партия регионов планирует посредством создания максимальной в количественном плане коалиции решить проблему наличия в парламенте сильной оппозиции.
Мораторий на выборы также может означать, что Партия регионов считает целесообразным переход от парламентско-президентской формы правления к президентской, поскольку именно в условиях президентской республики президентские и парламентские выборы происходят один раз в пять лет и фактически не существует досрочных выборов в парламент.
В случае же победы Ю.Тимошенко следует ожидать укрепление и расширение ныне действующей коалиции, а также, не исключено, назначения «технического премьер-министра». В случае же необратимости проведения досрочных парламентских выборов наиболее оптимальным временем для них является конец 2010 года (так как к этому времени фракция Партии регионов окончательно потеряет свою монолитность).

Риски политико-информационного характера
В контексте президентской кампании в ближайшее время следует ожидать на ряд информационных выбросов, которые будут направлены на формирование соответствующего общественного мнения в политико-информационной плоскости. В частности, своеобразный информационный рейтинг выглядит следующим образом:
1. Проведение Всемирного экономического форума в Давосе (прежде всего, речь идет о 6-й Украинской ланч-конференции «Президентские выборы: Что ожидает Украину?», организованную Фондом В.Пинчука).
Данную конференцию следует рассматривать через призму ориентаций отечественных финансово-политических групп на кандидатов в Президенты, и, не исключено, будущих Премьер-министров (кандидатуры которых находятся среди кандидатов «второй» волны). Исходя из этого, форум в Давосе – это своеобразная «презентация», а также зондирование почвы на предмет реакции международного сообщества на те либо иные кандидатуры. Участие или же неучастие ряда украинских политиков в конференции может быть показательным в контексте шансов на реализацию стратегий развития Украины, которые исповедуют основные бизнес-группы, каждая из которых, соответственно, имеет своего кандидата.
2. Создание Верховной Радой временной следственной комиссии по вопросам проверки законности передачи в аренду земель государственной собственности в резиденции «Межигорье» (село Новые Петровцы, Вышгородский район, Киевская область) лидеру Партии регионов В.Януковичу. Учитывая, что председателем комиссии избран народный депутат от фракции БЮТ Б.Шиянов, а заместителем председателя – депутат от фракции блока НУНС В.Арьев, в ближайшее время следует ожидать на появление целой серии материалов компрометирующего характера касательно незаконной деятельности В.Януковича (причем не только в контексте «Межигорья», но и ряда других проектов, в которых он принимал участие – как в статусе главы правительства, так и народного депутата Украины).

Авторский коллектив выпуска:
Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Мороз А., Крейденко В.