вівторок, 2 березня 2010 р.

3 – 4 марта 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера

С конца прошлой недели в СМИ циркулируют слухи о подготовке к выдвижению на пост главы Киевской городской государственной администрации народного депутата от Партии регионов, заместителя лидера партии Б.Колесникова. Поводом к этому информационному выбросу послужила информация о том, что по заказу депутата социологическая компания R&B на протяжении нескольких недель проводит регулярный мониторинг политических предпочтений и отношения к действующему меру жителей Киева. И хотя близкий соратник нового Президента отрицает свое намерение баллотироваться на этот пост, важно другое – В.Янукович и его окружение вознамерились всерьез и надолго получить контроль над столицей.

Учитывая электоральные предпочтения киевлян, ставка будет сделана отнюдь не на получение поста мера. В случае создания новой коалиции под В.Януковича, Партия регионов в скором времени попытается протащить в парламенте новый закон о столице, которым предусмотрено разделение функций мэра и главы киевской городской государственной администрации, и проведение в связи с этим новых выборов. Что и подтверждает, по сути, Б.Колесников.

При удачной реализации задумки «регионалов», Президент сделает все возможное, чтобы назначить на эту должность своего человека. Таким образом, глава государства решит сразу несколько вопросов:

1. Значительно усилит административный контроль над Киевом. Согласно действующему законодательству о местных государственных администрациях, главы последних подчиняются непосредственно главе государства и отчитываются перед Кабинетом министров, при этом обладая очень широкими полномочиями на местах. В частности, силовые органы, перераспределение трансфертов из государственного бюджета в столицу будут находиться под контролем главы государственной администрации.

Вероятно, новым законом из-под ведомства мэрии законодатели-«регионалы» попытаются вывести «вкусную» часть киевских земель и коммунальной собственности.

2. Ослабит позиции политических конкурентов в столице. Соперники Партии регионов на будущих выборах могут выиграть пост мэра столицы, полномочия которого будут регламентироваться лишь законодательством о местном управлении, характерным для обычных городов страны. При этом в лице главы городской государственной администрации мэру и Киевсовету будет создан солидный политический и административный противовес.

Однако следует учитывать и высокую вероятность возникновения ряда рисков в связи с указанным выше. Поскольку новый закон «регионалы» попытаются прописать под себя (и В.Януковича), при этом, вполне вероятно, не учитывая реалии существующих противоречий в действующем законодательстве в вопросах полномочий местных администраций и органов самоуправления, на выходе законодатели могут получить затяжной управленческий хаос (конфликты двух ветвей исполнительной власти – государственной и местной).

Все это отразится на эффективности работы всех основных служб столицы, обеспечивающих поставку услуг киевлянам, увеличит вероятность конфликтов в вопросах собственности, в том числе путем рейдерства, поставит под угрозу подготовку Киева к Евро-2012.


Риски социально-экономического характера

В контексте формирования новой властной вертикали, а также переформатирования парламентской коалиции, целесообразно рассмотреть основные экономические вызовы, которые стоят перед новой властью.

Во-первых, в последнее время в экспертной среде активизировались разговоры о возможном дефолте в Украине, чему способствуют резкая девальвация, значительный рост инфляции и общее падение уровня жизни населения. Однако, по нашему мнению, основные риски кроются не столько в реальности дефолта (который представляет собой своеобразный инструмент рыночной экономики), сколько возможности реструктуризации обязательств действующего правительства. Главная проблема заключается в том, что в 2008 году на обслуживание государственных долгов было потрачено 6 млрд. грн., в 2009-м – уже 31,3 млрд. грн., а в 2010 году, по предварительным подсчетам, необходимо 33,2 млрд. грн.

Во-вторых, чрезвычайно актуальным вопросом остается принятие государственного бюджета на 2010 год, особенно в контексте подписанного В.Януковичем закона о борьбе с бедностью. При этом разрыв между прогнозными доходами и расходами государственного бюджета уже сейчас может составить более 50 млрд. грн. Таким образом, новой власти необходимо определиться, какие расходы будут отнесены к неприоритетным и, соответственно, минимизированы или вообще ликвидированы. В любом случае, следует ожидать на недовольство ряда социальных групп населения, а также представителей некоторых отраслей народного хозяйства, которые будут либо финансироваться по остаточному принципу, либо вообще останутся без поддержки с государственного бюджета.

Параллельно с этим следует учитывать, что наполнение бюджета посредством переплат и не возмещения НДС фактически исчерпали себя, поэтому целесообразно существенно улучшить администрирования доходов бюджета, найти новые источники поступления, активизировать процессы приватизации.

В-третьих, новой власти следует восстановить эффективное и взаимовыгодное сотрудничество с Международным валютным фондом. Однако в данном случае В.Янукович, по сути, попал в собственную «ловушку». Принятый и подписанный В.Ющенко по инициативе Партии регионов закон о повышении социальных стандартов необходимо выполнять, хотя МВФ крайне негативно воспринимает подобные решения, которые противоречат проводимой им политики.

В-четвертых, необходимо продолжить стабилизацию банковской системы. Несмотря на то, что сейчас прямых угроз банковской системе нет, целесообразно, в том числе с помощью государственного бюджета, активизировать инвестиционные процессы, что позволит как укрепить банковскую систему перед грядущими волнами финансово-экономического кризиса, так и подстегнуть развитие экономики. Важной и определяющей в данных процессах может быть роль Национального банка Украины, однако для его полноценного функционирования, а также минимизирования инфляционных рисков он должен быть максимально независимым, и принимать решения исходя исключительно из ситуации на рынке.

В-пятых, актуальным остается газовый вопрос, а именно корреляция газовых контрактов с Российской Федерацией. Судя по заявлениям представителей Партии регионов, приоритетом для новой власти будет некоторое снижение цен на газ в интересах не столько населения Украины, сколько финансово-промышленных групп, поддержавших во время выборов В.Януковича.


Риски политико-информационного характера

В ближайшее время следует ожидать на усиление информационной кампании, связанной с кадровыми назначениями в системе силовых структур. В частности, речь идет о СБУ и МВД, в меньшей мере – Генеральной прокуратуре.

Актуализация данной темы связана с тем, что В.Хорошковский, в связи с отпуском главы Службы безопасности Украины, фактически выполняет его обязанности в соответствии с решением Президента В.Януковича. Это дает повод рассматривать его кандидатуру как наиболее вероятную для замещения В.Наливайченко.

Вместе с тем, в самой Партии регионов существует группа политиков, крайне негативно воспринимающая подобный сценарий. Исходя из этого, следует ожидать на появление материалов, критично отзывающихся о способностях В.Хорошковского возглавить СБУ, а также в целом дискредитирующих бывшего исполнительного директора «ЕвразХолдинга».

Что касается Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры, то новый министр (либо исполняющий его обязанности), а также Генеральный прокурор столкнутся с так называемой «проблемой В.Лозинского». В ближайшее время после проведения всех необходимых следственных мероприятий, В.Лозинский будет доставлен в суд для избрания ему меры пресечения. Сам судебный процесс может стать своеобразным тестом для новой власти, особенно учитывая тот факт, что В.Лозинский имеет отношение не только к БЮТ, но и к Партии регионов. В связи с этим следует ожидать на усиленное внимание СМИ к данному процессу, а также появление различных материалов, комментирующих те либо иные аспекты «дела В.Лозинского».

Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А.