вівторок, 24 листопада 2009 р.

25 ноября – 26 ноября 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера

Партия регионов не будет голосовать за преодоление президентского вето по поводу выделения 1 млрд. грн. на борьбу с эпидемией гриппа. Такую позицию регионалов озвучила член фракции в парламенте А.Герман. Если исходить из того, что это заявление отражает единую позицию фракции, то это может означать окончательную смену вектора поведения регионалов в сторону радикализации противостояния с БЮТ в контексте президентских выборов. Последнее может повлечь за собой обострение политического противостояния в стране с использованием всех доступных средств дискредитации оппонентами друг друга.

Отказ от сотрудничества с БЮТ в Верховной Раде говорит об окончательной смене стратегии избирательной кампании Партии регионов, вынужденной с конца октября идти в фарватере «гриппозной» акции Ю.Тимошенко. В отместку за свое замешательство, вызванное действиями премьера, регионалы, по нашему мнению, будут действовать в «силовом» стиле всю оставшуюся избирательную кампанию. Именно в таком ключе следует трактовать все последние инициативы Партии регионов:

– намерение снять правительство Ю.Тимошенко;

– заявления о пересмотре газового контракта с Россией;

– активизация коррупционного скандала с медикаментами;

– отрицание существования самой эпидемии.

Такое резкое возвращение к истокам – образу В.Януковича, как сильного лидера и неприменимого оппозиционера действующей власти – может иметь серьезные последствия для политической жизни до и после выборов. Отметим лишь самые очевидные политические риски, которые могут быть вызваны радикализацией кампании В. Януковича:

– отсутствие компромисса с БЮТ по поводу бюджета;

– усиление потока черного пиара по самым злободневным темам (например, обвинение Кабинета Министров в искусственном распространении эпидемии гриппа, разжигание педофильной темы т.д.);

– выражение недоверия Кабинету министров;

– окончательная парализация работы парламента;

– остановка финансирования медицины в разгар эпидемии сезонного гриппа.

Как следствие, следует ожидать на ответные меры со стороны Ю.Тимошенко. Наметившаяся тенденция к радикализации политической жизни может иметь в независимости от победы любого из фаворитов президентской гонки последствия в виде реализации древнеримского принципа «горе побежденным»: попытки раскола политической силы оппонента в Верховной Раде и недопущения их представителей в правительство, активизация давления на бизнесменов-доноров политической силы оппонентов (возможен передел собственности) и отдельных политиков (открытие уголовных дел) т.д.


Риски социально-экономического характера

По состоянию на 24 ноября на наличном рынке доллар и евро подешевели по сравнению с их предыдущими значениями. В частности, наличный доллар подешевел на покупке до 12 копеек, на продаже – на 2-4 копейки. В целом в период с 16 по 20 ноября 2009 года на межбанковском валютном рынке наблюдалась стабилизация курса доллара к гривне на уровне 8,08/8,15 грн./долл. с тенденцией к укреплению курса украинской валюты.

По нашему мнению, в ближайшее время следует ожидать на продолжение незначительного укрепления курса гривны, а также общую стабилизацию валютного курса. Это связано с двумя факторами.

Во-первых, фактор общего экономического подъема (в первую очередь на мировых рынках, что автоматически отражается на ситуации в Украине как стране, ориентированной исключительно на экспорт).

Во-вторых, в конце года украинские компании начинают проводить необходимые платежи в государственный бюджет. Это увеличивает предложение доллара на рынке и в определенной мере способствует укреплению курса гривны.

Кроме того, следует учитывать тот факт, что накануне новогодних праздников покупательная способность населения увеличивается, на рынок выбрасывается больше валюты, которая переводится в гривну. Последняя, в свою очередь, несколько возрастает в цене.

Риски информационного характера

В последнее время необходимо отметить актуализацию в информационном пространстве позиций ряда политиков, которые, обладая определенными политическими, а также экономическими ресурсами и технологиями, могут как повлиять на общую легитимизацию победителя президентской кампании, так и непосредственно склонить чашу весов в пользу того либо иного кандидата в президенты.

В частности, речь идет о таких политиках, как В.Кличко, Л.Черновецкий и В.Бойко. Ниже мы проанализируем рейтинги вышеуказанных политиков, предоставленные Центром СОЦИС по состоянию на ноябрь 2009 года, а также их политико-экономические ресурсы.

В.Кличко как политическая фигура обеспечен электоральной поддержкой на уровне 2,8 % (фактический минимум, необходимый для прохождения в Верховную Раду в случае досрочных парламентских выборов). Отметим, что В.Кличко имеет свою фракцию в Киевсовете, достаточно высокий рейтинг в столице Украины (выше, чем у остальных претендентов на должность мэра), обладает в целом позитивным имиджем. Финансовая составляющая обеспечивает, во-первых, собственными вложениями, во-вторых, поддержкой со стороны бизнесменов Л.Парцхаладзе и Д.Андриевского (на данный момент она не велика, учитывая сферы их деятельности и влияние на них экономического кризиса).

Как политический игрок В.Кличко в меньшей степени обладает правом единогласного решения. Кроме того, у него отсутствует профессиональный менеджмент и собственная команда (без учета нескольких представителей «Нашей Украины» и ПРП, которые каждый год меняют свои предпочтения, ориентируясь, прежде всего, на политическую выгоду), а также минимально влияние на СМИ.

На президентских выборах В.Кличко в качестве доверенного лица кандидата в президенты Ю.Тимошенко в случае победы может повлиять на ее легитимацию в Киеве. В противном случае, он может апеллировать к многочисленным нарушениям в зарубежных и отечественных СМИ.

Мэр Киева Л.Черновецкий обладает рейтингом в 2,4 %, что также позволяет ему рассчитывать на попадание в Верховную Раду Украины. В отличии от В.Кличко, Л.Черновецкий обладает:

– существенным собственным финансовым ресурсом;

– достаточно сплоченной и технологичной командой;

– мощным административным ресурсом;

– сетью подконтрольных коммунальных СМИ;

– мобилизованным и сплоченным электоратом.

Основная цель Л.Черновецкого – обмен вышеуказанных ресурсов на гарантии личной неприкосновенности (задача-минимум) со стороны победителя президентской кампании либо сохранение за собой занимаемой должности (задача-максимум).

Ю.Бойко, в отличие от В.Кличко и Л.Черновецкого, имеет рейтинг в районе статистической погрешности (0,7%). Однако он контролирует Республиканскую партию Украины, влияет на телеканалы «Интер» и «Сити», обладает существенным финансовым потенциалом, а также широкой сетью личностных контактов в системе украинской и российской властной верхушки.

Вместе с тем, на сегодняшний день он максимально сосредоточен на деятельности Партии регионов и непосредственно В.Януковича как кандидата в президенты. При этом отметим, что в партии в последнее время наблюдаются центробежные процессы, связанные с перераспределением сфер влияния и подготовкой к кадровым назначениям после выборов. В связи с этим следует ожидать на информационную активизацию деятельности Ю.Бойко как на внутрипартийном, там и общеполитическом фронте (в качестве повода будут использованы новые российско-украинские газовые контракты) с целью усиления своего влияния.


Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Крейденко В.