четвер, 5 листопада 2009 р.

6 ноября – 9 ноября 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии.

Риски политического характера

Информационная кампания об эпидемии пандемического гриппа продолжает оказывать влияние на общественное сознание и несет ряд рисков политического, социального, а также психологического характера.

Во-первых, не исключено, что тема эпидемии гриппа является спланированной акцией по манипуляции сознанием, которая путем нагнетания страха и паники призвана акцентировать внимание общества на борьбе с общим врагом. Усиленное информационное воздействие на человеческую психику ведет к снижению способности человека к критическому мышлению и как следствие к внушению необходимой манипуляторам линии поведения. Последнее обстоятельство несет риск подмены в общественном сознании реальных проблем виртуальными (пандемический грипп), в угоду политическим амбициям лидеров президентской гонки. Насыщение в информационном поле данной темы, безусловно, выгодно всем участникам президентской гонки (см. предыдущие риски). Однако нужно полагать, что ослабление актуальности таких тем, как газовый вопрос с Россией, недавний политический скандал с участием депутатов БЮТ, обвинения в неэффективной антикризисной политике правительства, и наоборот акцентирование внимания на борьбе с «калифорнийским» гриппом в первую очередь выгодны действующему Премьер-министру.

Во-вторых, от общественного внимания практически полностью ушел и ряд «кризисных» вопросов социально-гуманитарного характера, таких как рост цен на продовольственные товары, кредитная проблема, безработица и т.д. Однако реальной угрозой является отступившая в тень тема отопительного сезона, что несет существенные риски в первую очередь для населения депрессивных территорий (районов, малых городов), где уже не один год существует проблема с предоставлением базовых коммунальных услуг. Перевод внимания граждан на иную угрозу в известной степени поспособствует халатному отношению местных властей к этому вопросу. Кроме того задержки с запуском отопительных систем в холодное время года могут послужить дополнительным фактором роста заболеваемости населения.

В данном контексте не исключены и политические последствия – в виде уменьшения явки избирателей, роста электоральной апатии, увеличения числа сторонников радикальных кандидатов в президенты и т.п.

Риски социально-экономического характера

Кабинет Министров Украины поручил Министерству юстиции подготовить обращение в Конституционный Суд касательно конституционности закона о повышении социальных стандартов. Главная аргументация необходимости данного шага со стороны министерства труда и социальной политики заключается в том, что ответственное за выполнение норм закона ведомство не имеет возможность его выполнять, так как в государственном бюджете на 2009 год не предусмотрены средства на повышение социальных стандартов. В целом, речь идет о 8 млрд. гривен в 2009 году, и более 70 млрд. гривен в 2010 году. В связи с этим необходимо отметить ряд рисков социально-экономического и политического характера, которые могут негативно повлиять на развитие ситуации в Украине в ближайшее время.

Во-первых, в очередной раз актуализируется противостояние Кабинета Министров с одной стороны, и Верховной Рады и Секретариата Президента с другой. При этом данное противостояние переходит из информационной и политической плоскости в судебную плоскость. Таким образом, цена вопроса возрастает многократно, ибо решение Конституционного Суда (независимо от того, чью сторону он примет) существенно повлияет на ход и результаты президентской кампании. Исходя из этого, возрастает риск использования основными политическими игроками кулуарных методов давления, административного ресурса, методов «черного пиара» и т.п.

Во-вторых, даже из-за формального вступления в силу закона о повышении социальных стандартов не исключено понижение курса гривны (несмотря на оптимистические заявления представителей Министерства финансов, валютный рынок оперативно реагирует на любые позитивные либо негативные тенденции, отвечая на них колебаниями курса валют – причем, как правило, далеко не в пользу гривны).

В-третьих, могут существенно ухудшиться взаимоотношения Украины с Международным валютным фондом, который крайне негативно отреагировал на принятие соответствующего закона. В частности, глава миссии МВФ в Украине Д.Пазарбашиоглу заявила, что МВФ считает повышение Верховной Радой социальных стандартов провоцирующим инфляцию и сокращение государственных служащих. Кроме того, в очередной раз была поставлена под сомнение способность Украины выполнять взятые на себя ранее обязательства.

Подобная позиция МВФ позволяет Премьер-министру Ю.Тимошенко уже в ближайшее время перехватить информационную инициативу у своих оппонентов, а также усилить их критику – при этом не столько в контексте именно закона о повышении социальных стандартов, сколько предвыборной кампании в целом.

Риски информационного характера

В контексте рисков информационного характера необходимо отметить дальнейшую активизацию российского фактора, который в основном сосредоточен вокруг четырех основных тем. Две из них (эпидемия гриппа и проблемы транзита российского газа в ЕС) рассматривались в предыдущих выпусках рисков. В середине недели к ним добавились две новые темы.

В первую очередь речь идет о ситуации, сложившейся в Севастополе. Во-первых, СБУ получила около 10 секретных документов Черноморского флота России от жителей города. Кроме того, сотрудники Государственной автоинспекции Украины в очередной раз задержали колонну российской бронетехники, которая перемещалась по Севастополю без согласования с украинскими властями (за 2009 год это стало четвертым аналогичным случаем). Во-вторых, «Русский марш» в Севастополе, организованный рядом местных пророссийских организаций по случаю государственного праздника Российской Федерации – Дня народного единства – закончился столкновениями демонстрантов с представителями правоохранительных органов.

Таким образом, в последнее время российское военное, политическое и культурное присутствие на территории Украины получает все большую информационную огласку, которая, что показательно, как правило имеет антиукраинскую направленность. В значительной мере это связано с широким присутствием российских СМИ в Украине, а также их агрессивной информационной политикой. Кроме того, ряд кандидатов в президенты Украины сознательно подыгрывают вышеуказанным тенденциям, активно эксплуатируя «российскую карту» для увеличения электоральной поддержки и роль Севастополя является в данном случае едва ли не ключевой.

Вторая тема, которая получила развитие через призму российского информационного фактора на этой недели – это возвращение ряда российских СМИ (имеющих свои отделения в Украине) к проблеме поставок украинского оружия в Грузию. Актуализация данной темы, по нашему мнению, обусловлена рядом факторов. Во-первых, это один из элементов давления на Украину в контексте очередного раунда газовых переговоров. Во-вторых, составная часть президентской кампании в Украине – в частности, новая информация может быть использована против некоторых кандидатов в президенты. В-третьих, продолжение геополитической линии, выбранной Москвой в последние несколько месяцев.