вівторок, 13 жовтня 2009 р.

13 октября – 15 октября 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера

8 октября 2009 года Кировоградская областная организация партии «Наша Украина» приняла решение о выходе из состава партии. В качестве основных причин данного решения были указаны недемократические процессы в партии (начиная с 2006 года), постепенное превращение партии в закрытое акционерное общество, а также политические репрессии против членов партии, которые заявили о поддержке Ю.Тимошенко на выборах Президента.

В целом, вышеуказанное событие подтверждает центробежные процессы, которые активизировались в «Нашей Украине» еще с 2007 года (по некоторой информации, еще две областные организации партии планируют принять соответствующее решение).

Фактическое начало президентской кампании (кроме тактических перестановок в руководящих органах, в первую очередь на центральном уровне) никоим образом не отразилось на деятельности как парламентской фракции в частности, так и партии в целом. Главной проблемой остается нерешенный вопрос с финансированием, а также полное отсутствие координации деятельности Президента В.Ющенко с деятельностью партии. На сегодняшний день окончательно не ясно, примет ли действующий глава государства участие в президентских выборах, либо его главной целью являются выборы парламентские. Реализация второго варианта требует уже сейчас начала агрессивной информационной кампании, разработку новых предвыборных установок, их апробацию и, главное, четкого определения фокус-групп на электоральном поле. Приоритетом в данном случае должна стать опора на региональные организации партии, которые знакомы с местными проблемами и лучше ориентируются в ситуации. Однако минимальное финансирование делает реализацию вышеуказанных инициатив маловероятной.

Отметим, что демарш Кировоградской областной организации партии «Наша Украина» следует рассматривать также в контексте процессов постепенного размывание партийного ресурса аутсайдеров предстоящих выборов, что, в свою очередь, повлечет за собой размывание административного ресурса, от которого во многом будут зависеть результаты выборов. В данном случае центробежные процессы в «Нашей Украине» выгодны Ю.Тимошенко, ибо позволяют, во-первых, еще больше укрепиться на условном «оранжевом» электоральном поле. Во-вторых, получить хотя бы минимальную поддержку в проблемных восточных и, частично, центральных областях. В-третьих, усилить контроль над деятельностью фракции «Наша Украина» в Верховной Раде.

В свою очередь актуализация процессов распада и дрейфа в сторону БЮТ в партии «Наша Украина» несет определенные политико-социальные риски для Партии регионов, которой крайне не выгодна консолидация вокруг Ю.Тимошенко и реализация ее претензий на статус единого реального кандидата от демократических сил.

Риски экономического характера

Генеральная прокуратура объявила в государственный розыск экс-руководителя банка «Надра» И.Гиленко по делу о предоставлении банком кредитов на сумму 173 и 211 миллионов гривен соответственно двум фиктивным фирмам.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что дело банка «Надра» является, по сути, первым в расследовании многочисленных нарушений, которые допускали украинские банки во время финансово-экономического кризиса. При этом симптоматично, что появление распоряжения Генеральной прокуратуры о привлечении руководителей банка в качестве обвиняемых, по сути, совпало с фактическим стартом президентской кампании. В связи с этим отметим, что вышеуказанные события следует рассматривать в контексте:

– информационной кампании по подготовке к выборам президента (это связано с тем, что к банку «Надра» имеет отношение ряд спонсоров основных кандидатов, в частности И.Еремеев и Д.Фирташ, а публикация компрометирующих материалов про них может косвенно задеть и участников предвыборной гонки).

– ухудшения российско-украинских отношений как на межгосударственном, так и на отраслевом уровне (по некоторой информации, банк выполнял роль финансового транзитера во взаимоотношениях некоторых групп украинской и российской бизнес-элиты, при этом ряд транзакций не были доведены до логического завершения).

Риски персоналий

Последние несколько дней ознаменовались некоторым падением курса доллара США по отношению к другим мировым валютам. При этом необходимо отметить информационную составляющую данного процесса. В частности значительное количество мировых СМИ обратили внимание на регулярность данных колебаний, что, по их мнению, может свидетельствовать либо о начале конца эры доминирования доллара, либо об активизации США, которые стараются выбросить больше валюты на рынок, несколько снизив на нее цены, что будет стимулировать покупателей приобретать больше товаров.

В контексте Украины важным представляется жесткая привязка национальной валюты к доллару, а также необходимость покрывать дефицит бюджета. Не исключено, что МВФ впервые предоставит кредит именно на покрытие дефицита государственного бюджета Украины, однако отметим, что этого все равно будет недостаточно.

В связи с этим на первый план выходит деятельность Национального банка Украины, который может в очередной раз использовать печатный станок. Во многом решение данной проблемы зависит от главы НБУ В.Стельмаха.

Учитывая, что предвыборная риторика Ю.Тимошенко в основном будет базироваться на двух основных составляющих, а именно полной реализации социальных программ и наполнении государственного бюджета, следует ожидать на новый виток информационной кампании, связанной с В.Стельмахом. Хотя в последнее время Кабинет Министров фактически прекратил критику НБУ, не исключено, что в случае не принятия главой банка новых инициатив правительства она может возобновиться, причем в гораздо больших масштабах и будет направлена в первую очередь на личностную составляющую.

Риски информационного характера

12 октября в Украину прибыла миссия МВФ. Целью визита является решение вопроса о предоставлении Украине четвертого транша кредита в размере 3,8 млрд. долларов. В связи с этим в отечественных СМИ активизировалась информационная составляющая переговоров с МВФ, в частности обсуждение того факта, что фонд крайне редко выдает кредиты перед выборами. Показательно, что СМИ, лояльно относящиеся к Премьер-министру Украины, отмечают, что МВФ согласен пойти на определенные уступки правительству Украины, учитывая успешную реализацию программы по борьбе с финансово-экономическим кризисом. Соответственно, Украина может рассчитывать на четвертый транш МВФ, который будет направлен в основном на поддержку банковского сектора экономики.

При этом Кабинет Министров, по нашему мнению, усилит информационную кампанию в СМИ касательно не возможности выполнения в ближайшем будущем требования МВФ повысить цена на газ для населения. Таким образом, общественности будет продемонстрирована социальная составляющая деятельности Премьер-министра, что будет активно использоваться в предвыборной кампании.

С другой стороны, оппоненты правительства попытаются в очередной раз акцентировать внимание на «цене вопроса» очередного транша МВФ, стараясь при этом привлечь к обсуждению темы зарубежных (в первую очередь российских) экспертов и научных деятелей.

В контексте информационных рисков необходимо также отметить фактическое начало информационной кампании, связанной с газовой проблемой, в частности, показательными являются заявления российских политиков о возможности применения штрафов ОАО Газпром за недобор газа Национальной акционерной компанией (НАК) «Нафтогаз Украины». При этом симптоматично, что актуализация данной темы совпала с началом отопительного сезона в Украине, что можно расценить как элемент политического давления со стороны сопредельного государства.