вівторок, 17 листопада 2009 р.

18 ноября – 19 ноября 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера

Партия регионов заявила о том, что инициирует отставку Кабинета Министров Ю.Тимошенко. Регионалы уже начали сборы подписей в Верховной Раде для регистрации постановления об отставке правительства. Поводом послужило игнорирование правительства закона о повышении социальных стандартов. Подобная инициатива вероятнее всего не станет чем-то большим. Такой шаг Партии регионов является типичной пиар акцией в русле предвыборной кампании. При этом резкий, в какой-то мере даже спонтанный характер акции наводит на мысль о возмездии за попытку БЮТ снять с должности первого вице-спикера А.Лавриновича. Однако как информационный повод она несет ряд политических рисков как для Украины в целом, так и для отдельных участников президентской гонки.

Во-первых, в случае провала голосования за отставку действующего правительства инициатива регионалов делает морально оправданным блокирование ими работы Верховной Рады, подавая это как заботу об избирателях.

Во-вторых, дестабилизируя этим работу парламента, значительно сужается возможность найти компромисс между двумя наибольшими фракциями по вопросам Бюджета на 2010 год. Последнее чревато либо затягиванием бюджетного процесса вплоть до выборов (вариант принятия наспех), что может отразиться на еще большем ухудшении его качества, либо принятием его (или пересмотром) уже после выборов.

В-третьих, если связать инициативу отставки Кабинета Министров Ю.Тимошенко с заявлениями В.Януковича о недопущении Партией регионов подписания правительством нового газового контракта с Россией, то Премьер-министр рискует предстать перед избирателями (даже еще не подписавши контракт) в очень нелицеприятном цвете – чуть ли не предателем интересов Украины, если принять во внимание содержание российской версии газового договора. Напротив, В.Янукович одной только попыткой выразить недоверие Кабинету Министров предстает как спаситель нации от кабальных условий России. Разумеется, этот риск для Ю.Тимошенко станет реальнее, если оппоненты будут активнее развивать эту идею.

Риски социально-экономического характера

В третьем квартале Государственный комитет статистики зафиксировал двукратное – до $432 млн. – ускорение оттока прямых инвестиций из Украины (показательно, что за I полугодие инвесторы вывели из страны $414 млн.). В целом за январь-сентябрь текущего года в Украину поступило $3,95 млрд. прямых иностранных инвестиций, что составляет всего 46,3% от показателя аналогичного периода 2008 года. Из них в III квартале в экономику вложено $1,25 млрд. Положительную динамику притока капитала показали Кипр ($138 млн.), Нидерланды ($97,1 млн.), Австрия ($74,8 млн.) и Германия ($49,9 млн.). В целом, как отмечает Госкомстат, из стран ЕС поступило $1,05 млрд. прямых инвестиций, из СНГ - $50 млн., из других стран – $144 млн.

На данный момент, согласно мнению ряда экспертов, 69% руководителей иностранных компаний не собираются в ближайшее время изучать вопрос инвестирования в экономику страны, 34% иностранных компаний, которые уже работают в стране, собираются уйти из Украины, а 26% – заморозить свои проекты

По нашему мнению, в ближайшее время следует ожидать еще большего ухудшения инвестиционного климата в Украине. Это будут способствовать ряд факторов.

Во-первых, фактор президентских выборов. Политическая неопределенность, а также непрекращающееся противостояние ветвей власти негативно влияют на инвестиционный климат, который еще более ухудшиться в декабре 2009 – январе 2010 года.

Во-вторых, фактор экономической политики, проводимой правительством. Основная цель на данный момент – сохранить в дееспособной состоянии предприятия ведущих отечественных финансово-политических групп, которые наполняют бюджет. Вопросы стратегии (а именно к ним относится инвестиционная политика) отодвинуты на задний план, на первом месте стоит решение ситуативных проблем, многие из которых имеют политико-социальную, а не чисто экономическую составляющую.

В-третьих, фактор корпоративных войн. В частности, негативно на инвестиционный климат влияют изъятие у российских инвесторов акций «Укртатнафты» и «Лугансктепловоза».


Риски информационного характера

Российский Премьер-министр В.Путин на встрече с австрийским федеральным канцлером В.Файманом заявил о том, что российская сторона начнет сокращать подачу транзитного газа через Украину в Европу в случае, если Киев начнет незаконный отбор неоплаченного газа. Отметим, что предостережение сократить подачу газа прозвучало впервые со стороны официальных лиц Российской Федерации. В данном контексте целесообразно проанализировать сценарии возможного российско-украинского газового конфликта через призму интересов основных политических игроков.

Сценарий №1. МВФ приостанавливает сотрудничество с Украиной из-за политических проблем и предстоящих президентских выборов и не предоставляет четвертый транш в размере 3,8 млрд. долларов США. Не исключено, что Украина сразу же столкнется с проблемой штрафных санкции за недобор газа и оплаты за газ за декабрь и январь, тем самым, становясь на путь отбора транзитного газа. Как следствие, Россия сокращает подачу транзитного газа в Европу.

В случае реализации данного сценария Ю.Тимошенко теряет как международную поддержку, так и часть электоральной поддержки среди населения Украины.

В то же время В.Янукович будет набирать политические балы, акцентируя внимание на непрофессионализме Кабинета Министров, а также на контрактах пятилетней давности, когда цена на газ для Украины до 2010 года была заложена на уровне 50 долларов США.

Сценарий №2. Предвыборный фактор номер один в стране на данный момент – эпидемия гриппа. С периферии электорального зрения уходит тема газа, несмотря на то, что конфликт может повториться. Учитывая, что Ю.Тимошенко имеет больше доступа к средствам массовой информации, она может нивелировать критику Президента В.Ющенко по поводу заключенных премьерами России и Украины газовых соглашений. Кроме того, будет повторно заявлено, что за счет кредита от МВФ будут погашены задолженности по газу и на основе планируемых договоренностей с В.Путиным (19 ноября в ходе Саммита глав правительств стран СНГ в Крыму) реальных срывов по платежам не будет.

Сценарий №3. МВФ не выдает четвертый транш в размере 3,8 млрд. долларов США. Украина оказывается перед угрозой не оплаты за полученный газ, начинается раскрутка с помощью СМИ темы возможности повтора газового конфликта. При этом Ю.Тимошенко, используя золотовалютные резервы страны (которые на данный момент составляют 27 – 28 млрд. долларов США), удерживают ситуацию под контролем и не допускает нарушения контрактов. Таким образом, она позиционирует себя как надежный партнер Евросоюза и России.