пʼятниця, 13 січня 2012 р.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В УКРАИНЕ

О.Сатов,
аспірант кафедри політичної аналітики і прогнозування
Національної академії державного управління
при Президентові України


Проблемы в системе ЖКХ достигли той грани, когда от любой власти требуется срочное принятие радикальных решений и выделение необходимых средств на модернизацию, поскольку любое промедление может привести к техногенной катастрофе. Подтверждением катастрофического состояния отечественного ЖКХ стало принятие Кабинетом Министров Украины решения о выделении в 2012 году шести миллиардов гривен на установку узлов учета тепловой энергии в подвалах многоквартирных домов, из которых три миллиарда триста миллионов гривен выделят на закупку счетчиков, а остальные деньги потратят на их установку.
Бесспорно, это данное решение является радикальным прежде всего потому, что такая сумма выделяется впервые за время независимости Украины. Но это не единственная положительная сторона, немаловажным является также то, что применение узлов учета поставляемых услуг по отоплению сделает невозможными спекуляции предприятий теплокомунэнерго, некоторые из которых в стоимость поставляемых услуг вкладывают до 90% якобы убытков, понесенных из-за изношенности магистральных трубопроводов. По оценкам экспертов изношенность сетей доходит в некоторых теплогенерирующих хозяйствах до 80%, но это дает 20 – 30% потерь, а не 90% (60% убытков составляют порядка 20-25% в общей цене услуг). Соответственно, эти 20-25% не существующих убытков в общей цене предоставляемых услуг и являются тем теневым механизмом, который, к сожалению, не единственный в данном секторе.
Вместе с тем, с точки зрения эффективности принятой программы, вышеуказанное решение Кабинета Министров Украины требует серьезной доработки.
Во-первых, применяемые узлы учета тепловой энергии должны считать не объем проходящей жидкости, которая не учитывает ее температуру, а гигакалории, которые высчитываются из показателей температуры и объема проходящей жидкости. Это сделает невозможными манипуляции с температурными параметрами поставляемой жидкости.
Во-вторых, применение общедомовых узлов учета не стимулирует конечного потребителя на экономию тепла, потому что его ежемесячная сумма за оказанную услугу будет зависеть не только от него, но и от всех жильцов данного дома. А небольшое изменение в сторону не общедомовых, а индивидуальных узлов учета тепла приведет к тому, что каждый потребитель будет напрямую заинтересован в экономии за счет установки энергосберегающих окон и утепления стен, что даст намного больший эффект, потому что 90% всех старых построек имеют потери тепла через стены, окна и крыши (на уровне 60 %). Именно эти цифры стали основополагающими для Кабинета Министров Украины при принятии программы по утеплению всех старых построек. Однако отсутствие должного финансирования, по сути, заморозило реализацию данной инициативы.
В-третьих, при применении общедомовых узлов учета тепла выделенные деньги будут расходоваться на каждого жителя многоквартирного дома, а при применении индивидуальных узлов учета тепла большая часть жильцов (примерно 60%) установит оборудование за собственный счет, а выделенные деньги можно направить в виде дополнительной субсидии оставшейся части жильцов, которые не имеют такой финансовой возможности.
В-четвертых, переход на индивидуальные узлы учета вызовет массовый интерес к энергосберегающим технологиям, что позволит организовать утепление не отдельных квартир, а всего многоквартирного дома.
В-пятых, снижение затрат на отопление даст возможность сократить размеры выплаты субсидий. Кроме того, снижение потребляемого энергоресурса теплогенерирующими станциями на 60-70% сделает Украину менее энергозависимой.