субота, 3 жовтня 2009 р.

Некоторые аспекты функционирования отдельных отраслей украинской экономики в условиях финансово-экономического кризиса


Маланюк Ю.Н.,вице-президент БФ «Співдружність»

Мировой финансово-экономический кризис актуализировал проблему конкурентоспособности украинской экономики, в частности – ее ведущих отраслей. При этом главным является вопрос не столько выживаемости отечественной металлургии, химической промышленности, сельского хозяйства, сколько их перспективы в новой глобальной посткризисной экономической системе. В связи с этим по нашему мнению целесообразно проанализировать ближайшее будущее отраслей-флагманов отечественной экономики в контексте их устойчивости к новым вызовам.

Сразу отметим, что в зоне риска находятся, прежде всего, такие отрасли, как горно-металлургический комплекс, угольная промышленность, химическая промышленность, а также сфера малого и среднего бизнеса.

Наиболее сложная ситуация сложилась в угольной промышленности. Во-первых, она больше всех других отраслей пострадала во время кризиса. Во-вторых, ее основные «болезни» – нерентабельность отрясли в целом, техническая отсталость, высокий уровень травматизма, а также тот факт, что правительство поддерживает лишь государственный сектор угольной промышленности, доля которого в добывании угля не превышает 58%, существовали и до кризиса. Исходя из этого, даже если угольная отрасль сумеет пережить кризис, она все равно останется своеобразной «черной дырой» для государственного бюджета. Единственный шанс для отрасли – это разработка и внедрение государственной программы по уменьшению газовой зависимости страны, в которой основная роль, по крайней мере, в первые четыре года, должна принадлежать углю, что требует пересмотра существующей структуры топлива на ТЭЦ. Кроме того, для решения проблем частных угольных предприятий необходимо провести процедуру упрощения лицензирования, создать эффективную товарную биржу угля, прекратить наращивание импорта коксующего угля.

Основные риски для горно-металлургической отрасли связаны с тем, что, во-первых, деятельность предприятий данной группы напрямую зависит от ситуации на внешний рынках. Во-вторых, министерство промышленной политики настаивает на отмене льгот для отдельных металлургических компаний. В частности, речь идет о металлургических предприятиях, которые принадлежат бизнес-группам «Индустриальный союз Донбасса» и «Метинвест Холдинг», а также о металлургическом комбинате «Арселор Миттал Кривой Рог». В-третьих, несмотря на то, что правительство склонно продолжать политику предоставления льгот для металлургов, в последнее время Кабинет Министров начал настаивать на том, чтобы сэкономленные за счет предоставленных льгот средства направлялись, прежде всего, на модернизацию металлургических объектов.

В целом основные проблемы украинской металлургии связаны не с кризисом и с его окончанием не исчезнут – без кардинальной модернизации и оптимизации производственного процесса отрасль останется сырьевым придатком развитых и развивающихся стран. Сейчас сравнительно низкая стоимость сырья в Украине остается ключевым фактором конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках. До конца года мировой спрос на них останется высоким, обеспечивая минимально необходимую загрузку мощностей. Однако уже в 2010 году украинский горно-металлургический комплекс столкнется с необходимостью отвоевывать старые рынки у новых конкурентов, прежде всего – Китая, Турции и, частично, Российской Федерации.

Будущее химической промышленности во многом будет зависеть от решения нескольких ключевых проблем. Во-первых, необходимо выработать эффективные механизмы противодействия активной экспансии на внутренний рынок российских и белорусских компаний, которые сбивают цену. Во-вторых, найти решение проблемы энергозависимости химических предприятий (к примеру, с помощью массовой замены газа на электричество, которое Украина производит в избытке). В-третьих, исключить политический фактор, из-за которого правительство оставляет ряд предприятий без соответствующей поддержки. В целом, вынужден констатировать, что успешная реализация вышеперечисленных факторов сегодня представляется маловероятной, причем в первую очередь – из-за президентской и, судя по всему, стартующей сразу за ней парламентской кампании, которые отвлекают внимание Кабинета Министров Украины от решения насущных экономических проблем.

Очень сложная ситуация в сфере малого и среднего бизнеса. По нашим подсчетам, в Украине на сегодняшний день обанкротилось почти половина малых предпринимателей. При этом активно развивается теневой бизнес, который стимулирует неравные условия конкуренции. В связи с этим, по нашим прогнозам, к середине 2010 года больше половины от ныне действующих малых и средних предпринимателей прекратят свою деятельность, а государство, таким образом, потеряет возможность ускорить выход из кризиса, ориентируясь на сферу, которая завязана на 99% на внутреннем рынке, услуги которой востребованы гражданами и которая не зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Для решения указанных проблем необходимо, во-первых, уменьшить налоговое давление на представителей малого и среднего бизнеса, во-вторых, разработать комплексную правительственную программу по стимулированию малого и среднего бизнеса, в-третьих, обеспечить внутренний и внешний рынки сбыта для представителей малого бизнеса.

В целом отмечу, что создание внутреннего рынка потребления, которое как панацею рассматривает действующее правительство, по нашему мнению не способно обеспечить необходимую загрузку для вышеперечисленных отечественных отраслей. Это связано с тем, что в большинстве случаев себестоимость конечной продукции будет выше, чем у мировых аналогов.

Теперь что касается перспективных отраслей. По нашему мнению, одной из немногих отраслей, с помощью которой Украина может выйти из кризиса, существенно укрепив свое положение на глобальном рынке, является сельское хозяйство.

В частности, по итогам уходящего маркетингового года Украина вошла в тройку крупнейших мировых поставщиков зерна, существенно расширив рынки сбыта своей продукции и, благодаря мощной системе зерновой логистики, имеет все шансы в ближайшие годы сохранить завоеванные позиции. Это позволяет в целом рассчитывать на реализацию прагматического подхода по выходу из кризиса, который предусматривает ставку на агропромышленный комплекс как наиболее привлекательную отрасль, которая может стать флагманом экспорта и «вытянуть» за собой всю экономику. Однако для реализации данного сценария Украине необходимо отказаться от ныне действующей государственной политики в сфере развития АПК до 2015 года, во главу которой поставлены исключительно количественные показатели, что стимулирует экстенсивный путь развития сельского хозяйства. Пока что нынешняя конъюнктура позволяет Украине нарастить объемы экспорта и потеснить страны-конкуренты в среднесрочной перспективе. Но когда цены снизятся, отечественный АПК окажется в патовой ситуации.

Избежать вышеуказанных тенденций можно за счет интенсификации и модернизации производства, а также перехода на качественно новые технологии, которые уже достаточно давно используются в Украине, но в крайне ограниченных масштабах.

Кроме того, не следует забывать, что кризисные явления актуализировали заинтересованность быстро развивающихся стран в скупке земель сельскохозяйственного значения в менее развитых странах. В частности, в последнее время на мировом рынке пахотных земель активизировались представители Южной Кореи, Ливии, ОАЭ и КНР. В ближайшее время объектом их внимания может стать и Украина. Для того, чтобы сохранить контроль над аграрным бизнесом, Украине необходимо, во-первых, разработать механизм защиты от иностранной экспансии на аграрный рынок. Возможно, в связи с этим целесообразно продлить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения либо запретить продавать ее гражданам других государств. Во-вторых, следует законодательно установить срок долгосрочной аренды земли гражданами других государств, который должен быть существенно меньше аналогичного для граждан Украины. Реализация вышеуказанных инициатив позволит украинскому АПК в среднесрочной перспективе претендовать на лидерство на рынках Европы и, частично, мировых рынках.

Отдельные проблемы функционирования украинской экономики в условиях финансово-экономического кризиса

Марьин Е.А., президент БФ «Співдружність»

Во втором квартале 2009 года экономики наиболее развитых стран мира продемонстрировали четкую тенденцию к стабилизации, в частности падение ВВП в зоне евро оказалось ниже разработанного прогноза европейским статистическим агентством Eurostat. Кроме того, на мировых сырьевых и фондовых рынках существенно выросли цены на акции и сырье.

При этом позитивные тенденции наблюдаются и в Украине – так, глубина падения постепенно продолжает уменьшаться, восходящий тренд сохранился и в динамике изменения индекса производства базовых отраслей. Ценовая ситуация по основным продуктам украинского экспорта позволяет прогнозировать по итогам 2009 года позитивное значение сальдо платежного баланса страны. Это связано с тем, что украинский экспорт растет в результате увеличения внешнего спроса на сельскохозяйственную и металлургическую продукцию.

Вышеперечисленные тенденции позволили представителям власти, в первую очередь Кабинету Министров, заявить о том, что Украина в значительной мере преодолела кризис и находится на правильном пути восстановления финансово-экономической системы. Однако, по нашему мнению, подобные заявления являются чересчур оптимистичными. Во-первых, рост экспорта на металлургическую продукцию обусловлен ситуативным увеличением заказов, который пришелся на конец лета и не факт, что данная тенденция получит стабильную динамику. Во-вторых, украинские предприятия существенно сократили экспорт продукции с высокой добавочной стоимостью, сосредоточившись в первую очередь на полуфабрикатах. В-третьих, на мировых сырьевом и фондовом рынке сформировались своеобразные «пузыри» (к примеру, индекс S&P 500 находится выше уровня, на котором должен быть), обусловленные наличием значительного количества спекулятивного капитала. При этом позитивных изменений в реальном секторе экономики не происходит, а покупательная способность как бизнеса, так и населения во всем мире стабильно уменьшается. Как результат, уже в ближайшее время эти «пузыри» могут лопнуть (в частности, в контексте изменений цен на нефть), вызвав вторую волну финансово-экономического кризиса, к которой Украина, учитывая местную специфику, окажется не готовой.

Для нормализации ситуации правительству необходимо сосредоточиться на решении нескольких стратегических задач, отсутствие решений по которым уже в начале 2010 года спровоцирует новый виток кризиса в стране.

Прежде всего, речь идет о необходимости доработать проект государственного бюджета на 2010 год. Его основные проблемы заключаются в следующем:

1. Правительством заложено курс гривны на уровне 7,5 гривен за один доллар США. Однако на сегодняшний день реальный курс составляет более 8 гривен за доллар.

2. Бюджет-2010 предусматривает темпы роста ВВП на 3%, что существенно отличается от прогнозов международных организации и экспертов. Кроме того, не ясно, за счет каких ресурсов будет происходить рост ВВП в 2010 году.

3. В проекте бюджета-2010 правительство заложило дефицит на уровне 2,96 %, в то время как, к примеру, в США он составляет 13,5 %.

4. Предельный уровень государственного долга в 2010 году заложен на уровне 349 млрд. (менее 30% ВВП). Однако уже в конце 2009 года уровень государственного долга составит 330 млрд. (36% ВВП). В 2010 планируется финансировать дефицит в объеме 47 млрд. и выдать государственные гарантии в объеме 43 млрд. грн. Таким образом, уровень государственного долга может достичь 42% ВВП.

Отметим, что показатели бюджета находятся под давлением политических интересов, поэтому вероятность принятия такого бюджета до выборов остается крайне низкой. Более того, в нынешнем виде бюджет-2010, по сути, недееспособен, так как является не столько финансовым документом, сколько декларацией о намерениях. Главный вывод, который из этого следует – основные пункты бюджета будут скорректированы уже после проведения президентских выборов, причем независимо от того, какой кандидат в президенты победит.
Во-вторых, крайне важной для правительства представляется необходимость разработки комплексных антикризисных программ для отдельных отраслей экономики, которые должны стать бюджетообразующими после окончания финансово-экономического кризиса. При этом значительное внимание должно уделяться контрциклической политике, направленной на стимулирование экономического роста за счёт внутренних факторов.

В-третьих, по нашему мнению из числа приоритетов государственной экономической политики должны быть исключены борьба с инфляцией (в силу падения мировых цен), дефицитом торгового баланса (из-за неизбежности девальвации национальной валюты), а также практика создание новых рабочих мест, в том числе за счёт средств государственного бюджета (данную проблему сегодня не могут решить намного более стабильные в экономическом плане страны ЕС, например, Германия).

В-четвертых, Кабинет Министров (независимо от того, какая политическая сила его будет формировать), должен в ближайшее время не продавать стратегические объекты (учитывая падение их цены в связи с финансово-экономическим кризисом).

В целом начало избирательной кампании и три последующих месяца существенно скажутся на экономике страны. С одной стороны, следует ожидать финансовые вливания в экономику, так как все политические силы потратят определенные суммы на выборы. С другой стороны, будут активно внедряться популистские программы правительства, что повлияет на уровень инфляции, размер государственного долго и так далее.