четвер, 26 листопада 2009 р.

27 ноября – 30 ноября 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера
В четверг Верховная Рада отказалась преодолеть вето Президента на выделение 1 миллиарда гривен на борьбу с гриппом. «За» проголосовал лишь 231 депутат. Как и ожидалось, не голосовали Партия регионов и пропрезидентская часть НУНС. Данный законопроект был направлен на повторную доработку в бюджетный комитет. В контексте предвыборной кампании данная тема может получить дальнейшее поливариантное развитие.

Вариант 1. Вышеуказанный политтехнологический проект Ю.Тимошенко переживает окончательный крах в случае повторного голосования. В этом случае оппоненты действующего премьер-министра рискуют попасть под двойной удар от запуска пиар-акции «вторая волна эпидемии гриппа». Иными словами, попытка перехватить инициативу у Ю.Тимошенко касательно гриппа может иметь лишь временный эффект даже с учетом закладывания в Госбюджет-2010 средств (в размере 200 – 300 млн. грн.) для борьбы с эпидемией зимой следующего года. «Вторая волна», вероятнее всего, нахлынет в конце декабря массированной информационной кампанией о новых жертвах неизвестных мутировавших вирусов гриппа. Тогда виновники провала голосования указанного законопроекта предстанут и виновниками многочисленных жертв болезни от недофинансирования борьбы с эпидемией. Не исключено, что именно таким является вероятный план действий команды Ю.Тимошенко.

Ответным ходом противников последней, вероятнее всего, станет неоригинальная кампания по отрицанию самой эпидемии опасного штамма гриппа в комплексе с дальнейшим раздуванием темы коррупционных скандалов с закупками медикаментов за весь период премьерства Ю.Тимошенко.

Вариант 2. Верховная Рада проголосует за принятие измененного законопроекта (касательно источников финансирования и меньших объемов выделенных средств) при поддержке регионалов и НУНС в полном составе. Т.е. инициатива в «гриппозной» акции перейдет к оппонентам премьера. Данный вариант благоприятен как для В.Януковича, так и для В.Ющенко. Оба кандидата предстанут в глазах избирателей, особенно неопределившихся в своих предпочтениях, как трезвомыслящие политики, нашедшие компромисс между гуманитарной и финансовой составляющей данного вопроса в противовес популистской законодательной инициативы Ю.Тимошенко.

В этом сценарии БЮТ не выгодно голосовать вообще, особенно в случае значительного урезания первоначальной суммы. В данной альтернативе команда Ю.Тимошенко, вероятно, разыграет указанную выше карту жертв «второй волны», но акция будет иметь более скромный эффект, чем в первом варианте.

Вариант 3. Компромиссный. Компромисс достигается путем договоренностей между лоббистами фармацевтических компаний в Верховной Раде касательно механизма освоения 1 млрд. грн. Указанная сумма через тендеры будет распределена с учетом бизнес интересов кампаний, связанных с Партией Регионов и НУНС. Данная альтернатива маловероятна на фоне предвыборной кампании с тенденцией к обострению политической борьбы ближе ко дню голосования. Этот вариант развития событий имел бы шанс воплотиться в жизнь в любой невыборный период политической жизни страны.


Риски социально-экономического характера

На текущей неделе обострилась борьба за контроль над ПФТС. Параллельно с ММВБ, желающей приобрести контрольный пакет акций ПФТС , свой интерес высказала и другая российская биржа РТС, которая уже владеет «Украинской биржей». РТС желает приобрести около 40% акций ПФТС и объединить ее с «Украинской биржей», в результате этого РТС получит практически монопольный контроль над фондовым рынком Украины.

Хотя владельцы ПФТС отрицают наличие подобного предложения, тем не менее, слухи активно муссируются в прессе. Ситуация сложная, исходя из сегодняшнего состояния дел очень велика вероятность того, что одна из российских площадок получит полный или частичный контроль над ПФТС, что сделает отечественный рынок полностью подконтрольным России. В этом есть ряд положительных моментов, так как российские биржи значительно более ликвидные и технически оснащенные, и они могут в значительной степени поспособствовать развитию украинского фондового рынка. С другой стороны, влияние российских инвесторов станет чрезмерным и «наш» фондовый рынок будет играть по «их» правилам.

По состоянию на 26 ноября Украинские фондовые индексы находятся в состоянии коррекции. В период с 18 по 25 ноября индекс ПФТС снизился на 21 пункт, или 3,4% спустившись с отметки в 639 пунктов до 617. Индекс «Украинской биржи» UX за это же время потерял 48 пунктов, или 3,1% опустившись с 1585 до 1537 пунктов. Снижение на Украинских площадках проходит при смешанном внешнем фоне. Индекс S&P 500, преодолев отметку в 1100 пунктов, закрылся на 1110, но в перспективах его дальнейшего роста есть большие сомнения. В прошлый раз S&P корректировался именно с этой отметки, проход 1110-1120 по-прежнему очень актуален для американского рынка. Если индексу удастся закрепиться выше этих значений, это будет положительным сигналом для мировых рынков.

В паре евро/доллар 25 ноября наметились серьезные движения. Пара наконец-то сумела пробить вверх значение 1,50 и закрылась выше значения в 1,51. На данный момент пара торгуется на уровне 1,5055. Если пара серьезно закрепится выше отметки 1,50 и пойдет на 1,52-1,53, то это буде серьезным импульсом для роста на мировых рынках. Если же пробой окажется ложным, и пара вернется, ниже отметки в 1,50 коррекционные настроения усилятся. Нефть марки Brent не реагирует на видимое ослабление доллара и торгуется в коридоре 76-79 долларов за баррель, что не вселяет оптимизм в участников торгов.

Не смотря на в целом позитивный внешний фон, российские площадки ММВБ и РТС в отчетную неделю серьезно снижались. С18 по 26 ноября основные российские индексы потеряли около 100 пунктов или 7% каждый. Такое серьезное снижение было вызвано слухами о том, что Внешэкономбанк России, покупавший акции в разгар кризиса, в прошлом году, сейчас начинает их порадовать. Правда это или нет до сих пор неизвестно, но серьезное снижение российских рынков на позитивном внешнем фоне это серьезный повод задуматься. Еще одной причиной снижение могло стать выступление министра финансов РФ А. Кудрина, который заявил, что российские индексы разогреты короткими спекулятивными деньгами, и те в любой момент могут выйти с рынка. Так же министр финансов заявил, что бивалютная корзина не будет опускаться ниже текущего значения в 35 рублей, что спровоцировало небольшое укрепление евро и доллара к рублю, это так же сказалась на рынке акций.

Ситуация на Украинском рынке во многом схожа с российской ситуацией, только в меньшем масштабе. Как мы видим, на текущей неделе украинский рынок выбрал за ориентир именно Россию, а не, например, США. Это наводит на мысль о возможном более глубоком снижении фондового индекса, но как на самом деле сложится ситуация покажет время.

Более подробно о ситуации на украинском фондовом рынке смотри в статье «Фондовый рынок Украины. Проблемы и перспективы развития»


Риски политико-информационного характера

По некоторой информации, активно циркулирующей в отечественных СМИ, в партии «Единый Центр» назревает раскол. Дело в том, что правящая верхушка партии, народные депутаты от фракции НУНС, до сих пор не могут выработать консолидированную позицию относительно того, кого поддерживать на президентских выборах в 2010 году. Так, среди партийцев произошел раскол на три лагеря:

1. Народный депутат В.Тополов и глава Тернопольской областной организации «Единого Центра» С.Тарашевский являются сторонниками действующего президента В.Ющенко.

2. В.Балога готов поддерживать лидера Партии регионов В.Януковича.

3. М.Полянчич ориентируется на лидера БЮТ.

В связи с этим необходимо отметить ряд рисков социально-политического характера, которые могут повлиять на развитие ситуации в Украине и, в частности, непосредственно на избирательный процесс.

Во-первых, следует отметить, что партия «Единый Центр», в случае неудачного позиционирования на президентских выборах, фактически прекратит свое существование. На данный момент эта политическая сила столкнулась с двумя серьезными проблемами, а именно: нестабильным финансированием и массовым исходом партийцев, особенно в регионах, после отставки В.Балоги с поста главы Секретариата Президента.

Ликвидация партии актуализирует вопрос дальнейшей политической карьеры для ряда политиков достаточно высокого уровня, что, в свою очередь, ужесточит борьбу на выборах в местные органы власти, а также усилит конкуренцию при формировании списков политических сил, способных пройти в Верховную Раду Украины на внеочередных выборах. Это, учитывая украинские реалии, спровоцирует очередную волну информационных войн с использованием компрометирующих материалов.

Во-вторых, уже сейчас часть представителей «Единого Центра» могут попытаться использовать партийную структуру исключительно в собственных интересах, сделав ставку на одного из топовых кандидатов. В частности, М.Полянчич может возглавить избирательный штаб Ю.Тимошенко в Хмельницкой области, используя для этой цели уже наработанные партийные связи. Данное четкое позиционирование также приведет к информационным выбросам, и, кроме того, заставит активизироваться в области оппонентов действующего Премьер-министра.


Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю., Мороз А.