четвер, 18 лютого 2010 р.

19 февраля – 22 февраля 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера
Победа В.Януковича на выборах, как и ожидалось, ознаменовалась новым витком политического кризиса. Его оппонент Ю.Тимошенко предпринимает все доступные ей меры, чтобы максимально ослабить на старте и без того шаткое положение победителя. Обжалование результатов выборов в Высшем административном суде Украины помимо психологического эффекта (В.Янукович юридически остается все еще кандидатом в президенты) дает Ю.Тимошенко передышку, необходимую для сохранения за ней кресла премьера. В свою очередь регионалы должны приложить за это время максимум усилий, чтобы занять кресло главы правительства. В связи с этим проанализируем возможные варианты развития событий связанные с вопросом формирования большинства в Верховной Раде.

Вариант 1. Сохранение старой коалиции. Пока все попытки Партии регионов создать новое большинство не увенчались успехом. По замечанию экс-регионала Т.Чорновола, Партия регионов пока закрыла вопрос о создании новой коалиции, из-за сокращения количества подписей народных депутатов от НУНС более чем в два раза. Данная информация, похоже, соответствует истине, поскольку регионалы от поспешных победных реляций о скорой отставке Ю.Тимошенко перешли к иным методам воздействия на депутатский корпус Верховной Рады. В этом ключе следует трактовать требование спикера В.Литвина к действующей коалиции предоставить на протяжении десяти дней документы, подтверждающие ее существование, т.е. показать 226 подписей депутатов. Формальным поводом для этого послужила вступившая в силу новая редакция Закона о регламенте ВР. Однако, по мнению некоторых депутатов, например А.Гриценко, требовать какие-то доказательства и подписи В.Литвин не имеет никакого права, поскольку нынешняя коалиция создана еще до принятия упомянутого закона от 17 февраля, а последний не имеет обратной силы. Примечательна и выжидательная позиция Блока Литвина, рассчитывающего на основе вердикта ВАСУ и решения части депутатов из НУНС еще раз подписаться за существующую коалицию, определиться с выбором на кого сделать ставку. Таким образом, попытка регионалов сформировать коалицию под Президента В.Януковича может окончиться провалом.

Вариант 2. Развал старой коалиции. Упомянутый призыв спикера Верховной Рады еще раз подтвердить существование нынешней коалиции может привести и к такому развитию событий, согласно которому НУНС не наберет необходимого числа подписей части депутатов, незаинтересованных в сотрудничестве с БЮТ. В данном случае В.Януковичу придется учитывать интересы (прежде всего кадровые) В.Ющенко и его окружения, имеющего не только влияние во фракции НУНС (группа В.Кириленко), но и занимающего пока пост Президента. «Отзыв» подписей проющенковской части НУНС фактически приведет к голосованию о недоверии правительству на основании недействующей коалиции. При этом автоматически начнется отсчет времени (30 дней) для создания нового большинства. Данный вариант в свою очередь ведет к двум альтернативам: формированию нового большинства под В. Януковича и перевыборам в парламент.

Вариант 3. Создание новой коалиции. Как уже отмечено, данный вариант станет жизнеспособным после вотума недоверия действующему правительству, а также после инаугурации и благополучного для В.Януковича исхода судовых разбирательств по результатам выборов. При реализации данного сценария команде нового Президента придется здорово поступиться в вопросе распределения должностей, учтя притязания возможных партнеров по коалиции. При этом явно не удастся ограничить аппетиты В.Ющенко и НУНС только гуманитарной сферой. Указанная альтернатива вполне реализуема на фоне незаинтересованности малых фракций в перевыборах парламента.

Вариант 4. Назначения досрочных выборов в ВР. Этот сценарий неблагоприятен для большинства политических сил в парламенте, кроме БЮТ. Поскольку правительство Ю.Тимошенко в качестве и.о. будет продолжать работать до дня выборов, торпедируя инициативы В.Януковича и зарабатывая электоральную поддержку в традиционной для Ю.Тимошенко популистской манере.

***

Высший административный суд Украины приостановил действие решения Центральной избирательной комиссии об установлении результатов выборов и избрании В.Януковича Президентом Украины. Данное ходатайство, указанное в исковом заявлении кандидата на пост Президента Украины Ю.Тимошенко, было удовлетворенно судом на основании того, что в случае непринятия мер по остановке действия решения ответчика (в данном случае – ЦИК) могут возникнуть осложнение при выполнении судебного решения.

Наряду с этим, другое ходатайство, которое предусматривало запрет В.Януковичу принимать присягу Президента Украины на торжественном заседании Верховной Рады Украины, не было удовлетворенно, так как В.Янукович не является ответчиком в этом деле.

В целом, развитие событий вокруг признания либо не признания результатов выборов в дальнейшем может развиваться следующим образом. Так, согласно Кодексу административного судопроизводства Украины и Закона Украины «О выборах Президента Украины» Высший административный суд Украины, решение которого относительно определения результатов выборов является окончательным, может:

– признать недействительными результаты голосования по всей территории Украины и обязать Центральную избирательную комиссию, которая является ответчиком в данном деле, назначить повторное голосование. Именно так разворачивались события в 2004 году, и именно подобного решения добивается БЮТ. Однако, ожидать на удовлетворение судом подобного результата в полной мере не приходится, по крайней мере потому, что большинство иностранных наблюдателей отметили демократичность избирательного процесса во время выборов президента 2010 года в Украине;

– признать недействительными результаты голосования на отдельных избирательных участках, и назначить пересчет голосов на них. Такое решение суда является наиболее вероятным в данной ситуации. Однако есть сомнения относительно того, сможет ли пересчет голосов на этих участках существенно изменить результаты волеизъявления граждан. Более того, в случае назначения пересчета голосов может возникнуть правовая коллизия, если его не успеют провести до 25 февраля – даты инаугурации новоизбранного Президента. Напомним, что инаугурация Президента Украины происходит на торжественном заседании Верховной Рады на основании официально объявленных Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Украины. В таком случае инаугурация станет невозможной, ведь действие старого решения Центральной избирательной комиссии об установлении результатов выборов и избрании В.Януковича Президентом Украины приостановлена решением суда, а новое решение еще не принято;

– не удовлетворять никаких требований кандидата на пост президента Украины Ю.Тимошенко из-за отсутствия доказательной базы в данном судебном разбирательстве и восстановить действие решения Центральной избирательной комиссии об избрании В.Януковича Президентом Украины.


Риски экономико-информационного характера

В контексте переформатирования властной вертикали в ближайшее время следует ожидать ряда информационных выбросов, которые будут направлены на формирование соответствующего общественного мнения в политико-информационной плоскости.

В частности, своеобразный информационный рейтинг выглядит следующим образом:

1. Конфликтная ситуация между Evraz Group и группой «Приват». В частности, российская корпорация обвинила Криворожский железорудный комбинат в блокировании с начала февраля железнодорожных подъездов, что препятствует экспорту ГОК «Сухая Балка», который принадлежит Evraz Group. Следствием этого является срыв корпорацией поставок железной руды по экспортным контрактам.

Развитие данного конфликта, по нашему мнению, может привести к ряду рисков социально-экономического и политического характера, которые будут иметь общенациональный резонанс.

Во-первых, не исключено, что в случае продолжения блокирования работы ГОК «Сухая Балка» его руководство вынуждено будет либо увольнять, либо отправлять в неоплачиваемый отпуск своих сотрудников. По предварительным данным, речь идет о 3 тысячах человек, что может существенно ухудшить социальную ситуацию в регионе. Вместе с тем, сотрудников также можно организовать для акций протеста и в столице Украины – с целью давления на Верховную Раду, Кабинет Министров или же суды, которые рассматривают хозяйственные споры.

Во-вторых, бизнесовая составляющая конфликта может получить международный резонанс, а именно повлиять на российско-украинские отношения, особенно учитывая тот факт, что Россия достаточно серьезно относится к защите интересов российского бизнеса в других странах, особенно на постсоветском пространстве. Поэтому не исключено как официальное (информационные запросы и ноты МИД России), так и неофициальное (переговоры на личностном уровне, а также организация информационных кампаний в СМИ) давление на Украину в данном вопросе.

В-третьих, вышеуказанный конфликт следует рассматривать через призму конкурентной борьбы (у Криворожского железорудного комбината и ГОК «Сухая Балка» одни потребители и, соответственно, рынки сбыта в Европе). Отметим, что Криворожским железорудным комбинатом владеют группа «Приват» и «Систем Кэпитал Менеджмент» Р.Ахметова (оперативное управление предприятия осуществляет «Приват»), поэтому консорциум может рассчитывать на политическую поддержку со стороны крупнейших парламентских сил, а также властной вертикали (причем даже в случае, если политические силы являются прямыми конкурентами – как БЮТ и Партия регионов).

В данном контексте открытая политическая поддержка группы «Приват» и «Систем Кэпитал Менеджмент» в конфликте с неукраинской Evraz Group (в том числе и со стороны новоизбранного Президента В.Януковича, который может оказаться в сложной ситуации необходимости сделать выбор между программными принципами – дружественные отношения с Российской Федерацией и финансовыми обязательствами перед спонсорами предвыборной кампании) является негативным сигналом для иностранных инвесторов. По сути, она продемонстрирует избирательность в подходе к решению хозяйственных споров и продолжающееся доминирование кулуарных договоренностей в отечественной экономике.

2. Выделение Кабинетом Министров Украины из стабилизационного фонда государственного бюджета 400 млн. грн. для оплаты труда шахтеров государственных угледобывающих предприятий. По мнению Кабинета Министров, выполнение этого решения позволит сохранить рабочие места в угольной отрасли и обеспечить нормальный социальный климат в шахтерских коллективах.

Однако необходимо отметить, что, по нашему мнению, в данном решении сейчас больше политической составляющей, а главная цель его принятия – попытка ситуативно монополизировать влияние в угольных регионах. Это позволит Ю.Тимошенко более уверенно себя чувствовать на посту Премьер-министра и противостоять усилению влиянию Партии регионов (в том числе в контексте формирования новой парламентской коалиции). Кроме того, ослабление социальной напряженности в Донецкой и Луганской областях позволяет уменьшить приток «живой» силы для проведения различных уличных акций в поддержку В.Януковича. Например, возле Центральной избирательной комиссии либо Верховной Рады, что является крайне важным для БЮТ, особенно через призму судебного разбирательства касательно результатов второго тура, а также реализации общей стратегии подрыва легитимности избрания лидера Партии регионов на пост главы государства.

Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Мороз А.