вівторок, 9 березня 2010 р.

10 – 11 марта 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии


Риски политического характера

Сегодня Верховная Рада приняла в целом законопроект №6137, которым предлагается разрешить формировать коалицию не только фракциями, но и отдельными депутатами. Законопроект поддержали 235 депутатов.

Таким образом, в самом ближайшем будущем будет объявлено о создание новой коалиции. Однако цена подобного фактически неконституционного решения для Президента В.Януковича и Партии регионов может оказаться очень высокой. Отметим самые очевидные риски.

Во-первых, создание нового большинства на основе новой редакции закона о регламенте подрывает и без того низкую легитимность новоизбранного президента. Данный шаг не найдет поддержки ни в экспертном сообществе, ни на международной арене. В частности по указанной причине даже в глазах Кремля пророссийски настроенный украинский президент и будущее правительство могут оказаться довольно ненадежными партнерами, с которыми довольно рискованно будет затевать совместные проекты, например, газотранспортный консорциум. Низкая легитимность власти, как известно, не будет способствовать и привлечению иностранных инвестиций в экономику.

Во-вторых, принятие данного закона грозит дестабилизацией работы Верховной Рады с высоким риском объявления досрочных выборов. Прежде всего, стоит ожидать блокирование ее работы оппозицией под предлогом нелегитимности созданной коалиции. Параллельно состоится обжалование данного решения в Конституционном Суде.

Кроме того, априори новая коалиция будет неустойчива и подвержена риску развала, поскольку норма закона про формирование последней на основе лично членства депутатов несет угрозу выхода народных депутатов из нее в любой момент.

Наконец, как крайний, но очень вероятный вариант, возможно добровольное сложения с себя оппозицией депутатских полномочий, что приведет к досрочным парламентским выборам (при наличии 151 подписанта).

В-третьих, неконституционный способ создания парламентского большинства может привести к усилению оппозиции за счет консолидации политических сил вчерашних потенциальных союзников В.Януковича С.Тигипко и А.Яценюка, а также БЮТ, части НУНС на выборах в местные советы и на досрочных парламентских выборах (если они состоятся).

В-четвертых, ввиду низкой легитимности новой коалиции (и перманентной угрозы ее распада), а также Кабинета Министров, последний не будет рисковать проводить непопулярные реформы, т.е. внутренняя политика при В.Януковиче, весьма вероятно, примет облик политики «закручивания гаек». При этом под вопросом окажется многое из предвыборных обещаний Президента (статус русского языка, внешнеполитический курс Украины, определенно нацеленный на Россию, ряд популистских обещаний социального характера), а также ряд выгодных для В.Януковича преобразований в политической системе, например, возвращение президенту широких полномочий через Конституционную реформу.

***

Одними из первых Указов Президента В.Януковича являются Указы, направленные на сохранение государственных средств и эффективное их использования. В частности, следует отметить Указы Президента «О первоочередных мероприятиях по обеспечению деятельности Президента Украины», «О мероприятия по обеспечению сокращения расходов Государственного бюджета Украины», «О вопросе Национального института стратегических исследований» и так далее. Однако существуют некоторые сомнения касательно разработки реальных механизмов для воплощения в жизнь данных президентских Указов, а также позитивного эффекта для действующего главы государства.

Во-первых, Указ Президента «О первоочередных мероприятиях по обеспечению деятельности Президента Украины» предусматривает увольнение всего штата Секретариата Президента в связи с образованием Администрации Президента. Такой шаг требует существенных затрат из государственного бюджета, которые пойдут на денежные выплаты уволенным работникам и на набор новых сотрудников. Отдельной проблемой для президентской Администрации может стать уровень профессионализма новых сотрудников, а также время, необходимое на их «раскачку».

Во-вторых, Указом Президента «О мероприятиях по обеспечению сокращения расходов Государственного бюджета Украины», предписывается Кабинету Министров безотлагательно сократить размер заработной платы главе государства на 50%, а, кроме того, уменьшить на 20% по сравнению с расходами, определенными на соответствующие цели в Государственном бюджете Украины на 2009 год, расходы на обеспечение деятельности вспомогательных органов и служб, созданных Президентом Украины. Однако на данный момент существует, по меньшей мере, два фактора, способных привести к невыполнению положений данного указа:

а) согласно Закону Украины «Об условиях оплаты труда высших должностных лиц Украины и членов Кабинета Министров Украины», вопрос об оплате работы Президента решается постановлением Кабинета Министров, который сегодня фактически является недееспособным;

б) согласно Закону Украины «О Кабинете Министров Украины», Президент не имеет права поручать правительству решать вопросы такого характера. Поэтому указ В.Януковича о сокращении своей зарплаты правительство может не принимать к рассмотрению.

В-третьих, возникают разногласия касательно того, что именно в зарплате Президента подлежит сокращению наполовину – ставка или надбавки за выслугу лет и другие надбавки. Если размер ставки, то данное решение напоминает популистское, ибо зарплата Президента, как и других государственных служащих, является относительно небольшой. Если же речь идет о надбавках и премиях, то возникает риск невыполнения Указа, ведь они начисляются не на основании постановления Кабинета министров, а на основании разных законов, например «О государственной службе». В таком случае изменить размер надбавок невозможно.


Риски политико-информационного характера

В ближайшее время следует ожидать на усиление информационной кампании, связанной с формированием объединенной оппозиции в составе Блока Юлии Тимошенко, партии «Народный рух Украины», «Христианско-демократического союза», Партии защитников отечества и общественного движения «Народная Самооборона» (не исключено, что список партий и общественных организаций будет существенно расширен). Напомним, что лидером объединенной демократической оппозиции была избрана Ю.Тимошенко.

Таким образом, можно констатировать фактическую институционализацию раскола политического лагеря и формирование классической полярной системы «власть – оппозиция». Это связано с тем, что на данном этапе в Украине отсутствуют политические силы, способные занять нишу так называемой «третьей силы» и сформировать третье крыло политического лагеря. А.Яценюк и С.Тигипко пока больше внимания уделяют не столько институциональному оформлению собственных политических проектов (разработка программы и идеологии, набор команды, создание механизмом представительства собственных интересов на общенациональном и региональном уровнях), сколько информационной кампании, основанной в основном на результатах первого тура президентских выборов, а также переговорам касательно возможного трудоустройства в системе новой власти (что, разумеется, не прибавляет им рейтинга).

В свою очередь Ю.Тимошенко, удачно воспользовавшись отставкой Кабинета Министров, заняла чрезвычайно выгодную с точки зрения политических технологий нишу «главного оппозиционера страны». При этом уже на данный момент у нее фактически готова оппозиционная программа, реализация которой будет базироваться, по нашему мнению, на следующих постулатах:

1. Агрессивная защита достижений и успехов возглавляемого Ю.Тимошенко правительства.

Основной упор будет сделан на том, что в условиях финансово-экономического кризиса Кабинет Министров Ю.Тимошенко, обладая очень ограниченными ресурсами, пребывая под политическим давлением, сумел удержать ситуацию в стране под контролем, не допустил экономического коллапса и катастрофического падения социальных стандартов. В качестве одного из аргументов может быть использован отчет международных организаций по результатам мониторинга (аудита) деятельности правительства.

2. Критика политических сил, которые будут сотрудничать с Партией регионов.

Прежде всего, речь идет о части НУНС, а также блоке В.Литвина. Формально эти политические проекты относятся к так называемым «демократическим», что даст повод для Ю.Тимошенко обвинить их, во-первых, в сотрудничестве с «олигархами», во-вторых, нарушении норм Конституции и действующего законодательства (поводы для этого уже имеются – например, новые условия формирования коалиции), в-третьих, предательстве национальных интересов (газотранспортный консорциум, статус русского языка, Черноморский флот и тому подобное).

3. Инициирование процедуры импичмента Президента Украины. Возможность реализации данного сценария на практике чрезвычайно мала, однако пропагандистский эффект может быть весьма существенен, так как сбор подписей, акции протеста и тому подобное будут подрывать и без того достаточно низкий уровень легитимации В.Януковича.

4. Раскручивание темы политических репрессий. В отечественных реалиях совмещения административного и политического статуса государственных служащих под политическими репрессиями можно понимать любые организационные изменения в структуре органов государственной власти, к примеру, реорганизация и сокращения отделов. Учитывая, что В.Янукович неоднократно заявлял о необходимости подобных изменений, и уже предпринял ряд шагов в данном направлении, БЮТ получит дополнительную возможность, во-первых, для критики действующего Президента, во-вторых, для блокирования его решений (посредством оспаривания в судебном порядке увольнений государственных служащих, связанных с БЮТ).



Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Мороз А.

Немає коментарів:

Дописати коментар