четвер, 15 квітня 2010 р.

16 – 19 апреля 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии.

Риски политико-информационного характера

Завершился визит В.Януковича на Вашингтонский саммит по нераспространению ядерного оружия, в ходе которого Президент Украины встретился с президентом США Б.Обамой, главой МВФ и выступил с инициативой избавиться (с помощью США) от обогащенного урана. И хотя еще рано делать долгосрочные прогнозы по поводу внешнеполитических достижений украинской делегации на саммите, но уже сейчас можно сделать некоторые выводы о результатах указанного визита.

Во-первых, саммит по нераспространению ядерного оружия и инициативы Украины на нем оказались очень удобным поводом для легитимации власти В.Януковича в глазах международной общественности, и, прежде всего, Соединенных Штатов. Уже сам факт, что украинский президент привлек внимание Б.Обамы, говорит о положительных сдвигах в этой области.

Таким образом, легитимизация В.Януковича и его команды в «глазах» американской, российской и европейской элиты состоялась, несмотря на протесты «прозападной» оппозиции внутри страны и обвинения в пророссийском курсе в ряде американских СМИ.

Во-вторых, Президенту Украины удалось создать трамплин для реактивизации межгосударственных отношений с США. В последние годы президентства В.Ющенко, как известно, американский истеблишмент значительно охладел к Украине, отнеся ее на одно из последних мест в приоритетах внешней политики США.

Положительным фактором в отношениях между двумя государствами является тот факт, что Украина на саммите сыграла на руку США, продемонстрировав последовательность своей политики в отношении нераспространения ядерных технологий. Поэтому неудивительно, что на фоне отсутствия практических успехов США в указанной области за последние годы, американский президент поспешил выдать украинскую инициативу за очередное достижение американской политики в области денуклеаризации.

В-третьих, заявленной инициативой В.Янукович значительно увеличил шанс Украины на получение очередного транша от МВФ. Вероятно, указанное обстоятельство положительным образом скажется на результатах встречи украинского главы государства с руководителем этой финансовой организации Д. Стросс-Каном, имевшее место на саммите. Стоит отметить, что именно от этой встречи будет зависеть позиция других международных финансово-кредитных организаций, а также Евросоюза.

В-четвертых, предложение В. Януковича избавиться от обогащенного урана прогнозируемо вызвало шквал критики со стороны оппозиции. Характерно, что лексика заявлений оппозиционеров, в частности БЮТ (например, «мы поставили крест на нашей ядерной физике» и т.д.), по этому вопросу касаются перспектив развития украинской науки вообще. Поэтому следует ожидать, что вектор критики власти в ближайшее время будет направлен на «развенчание» провозглашенной В. Януковичем «доктрины» перехода Украины на инновационный путь развития. Вполне вероятно, что данную тему оппозиционные силы попытаются раскрутить и на местных выборах.

В-пятых, В.Янукович в процессе встреч в Вашингтоне получил официальное приглашение от канцлера А.Меркель посетить Германию, а также провел переговоры с представителями Китая. Последний, усиливший свои позиции во время кризиса, заинтересован в расширении сферы своего влияния в Европе, и Украина в данном контексте является перспективным плацдармом для китайской дипломатии. В свою очередь, Украина заинтересована в активизации отношений с Китаем, который является одним из ведущих импортеров отечественного металлопроката и в будущем может выйти на первое место (при этом показательно, что в КНР приоритеты импорта определяет, прежде всего, власть).

В контексте трагедии, случившейся с высшим руководством Польши, нам представляется целесообразным выделить ряд рисков внешнеполитического характера для Украины.

Во-первых, по состоянию на сегодняшний день детали трагедии самолета польского президента под Смоленском во многом остаются неизвестными. Судя по всему, они не станут явными и достаточными для всех сторон этого процесса, даже если будет вынесен официальный вердикт следственных комиссий. Причины для этого очевидны. Во-первых, масштабы катастрофы, во-вторых, непростые отношения между Польшей и Россией на протяжении последних лет, в-третьих, постоянное стремление главных субъектов международного сообщества (ЕС, США, РФ) к расширению сфер влияния на геополитическом пространстве. Другими словами, рядовой гражданин никогда не будет знать всей правды. Даже если экспертами будет установлено, что причиной краха самолета, например, являются технические неисправности двигателя, или ошибка диспетчера аэродрома, все равно отдельные субъекты этого процесса будут высказывать сомнения относительно правдивости данного решения, манипулируя тем самым мнением мировой общественности.

Во-вторых, кадровое переформатирование властной вертикали Польши, безусловно, станет важным фактором, влияющим на смену геополитической ситуации в Восточной Европе. В последнее время следует отметить усиление «имперских» амбиций Российской Федерации в контексте построения единого союзного государства. События касаются тех стран, которые так или иначе связаны с Россией исторически, зависят от нее или находятся в сфере ее интересов:

– Казахстан и Беларусь. С 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз между Беларусью, Казахстаном и Российской Федерацией, который фактически означает общность действий и в других сферах (политической в том числе).

– Грузия. События августа 2008 года вокруг Южной Осетии свидетельствуют о намерениях Российской Федерации дестабилизировать ситуацию в данном регионе и, в результате, ликвидировать режим М.Саакашвили.

– Киргизия. Вследствие массовых волнений к власти пришло лояльное к Москве правительство Р.Отунбаевой.

Внешнеполитические вызовы, которые стоят перед указанными странами, стремление России занять господствующее положение в регионе и быть монополистом в энергетической сфере, в конечном счете могут привести к появлению на геополитической карте мира еще одного образования на манер союзного государства, о котором писал в своем письме к украинским депутатам депутат Государственной Думы России Е.Федоров.

В-третьих, актуальным также является вопрос ориентации внешнеполитического вектора развития Украины в контексте геополитических интересов соседних государств. Внешняя политика Польши до трагедии под Смоленском относительно Украины базировалась на безоговорочном признании независимости двух стран. Сейчас же Украина вследствие последних событий (потеря одного из главных сторонников ее интеграции в НАТО и ЕС, а также ликвидация Межведомственной комиссии по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и Национального центра по вопросам евроатлантической интеграции Украины), обрисовываются некоторые векторы развития внешнеполитического курса нашего государства. Среди них, по нашему мнению будут преобладать следующие тенденции:

– очевидно, что Украина останется внеблоковым государством. Однако возможен вариант создания общего с Россией военного объединения;

– состоится переориентация внешнего курса с проевропейского на пророссийский. При этом Украина будет стараться осуществлять максимально тесное сотрудничество с Россией без фактической интеграции в какие-либо структуры.


Риски социально-экономического характера

За прошедшую неделю с 6 по 14 апреля индекс ПФТС прибавил 7% и вырос с 929 до 996 пунктов. Индекс Украинской биржи за это же время вырос на 7,8% с 2344 до 2527 пунктов. Этот рост был вызван в первую очередь внешними факторами, положительной статистикой из США и выделением помощи Греции. Ключевой отметкой на будущей неделе будет 1000 пунктов по индексу ПФТС, уверенный проход и закрепление выше этого уровня откроет индексу дорогу наверх, неудачная атака повлечет за собой 3-5% коррекцию.

Индекс S&P 500 уверено преодолел отметку в 1200 пунктов и закрылся на значении в 1211. Закрепление выше данной отметки свидетельствует об уверенном росте рынка и открывает ему дорогу на 1250 пунктов, однако при этом немного смущает практически безоткатный рост Американского индекса.

Нефть марки Brent продолжает свое движение к 90 долларам за баррель и сегодня торгуется около 87 долларов. Достижение выше означенной цели в ближайшее время более чем вероятно, но дальнейшая динамика нефти пока неопределенна.

Пара Евро/Доллар в моменте проседала до значения 1,3250, но на фоне оказанной помощи Греции укрепилась до 1,3560. Несмотря на это тренд остается пониженным и европейская валюта продолжает испытывать давление.



Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю., Крейденко В., Мороз А.

Немає коментарів:

Дописати коментар