четвер, 22 квітня 2010 р.

23 – 26 апреля 2010 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии.

Риски политико-информационного характера

21 апреля в Харькове в результате личной встречи президентов Украины и России были подписаны дополнения к контракту на поставку российского газа от 19 января 2009 года, которые предусматривают снижение цены на газ для Украины на 100 дол. от текущей в 330 дол. за каждую тысячу кубометров.

Согласно предварительным подсчетам Минтопэнерго цена российского газа во втором квартале 2010 не превысит 234 дол. за тысячу кубометров. В то же время такая скидка на газ предоставляется Россией в обмен на продление срока пребывания ее Черноморского флота на территории Украины на 25 лет, начиная с 2017 года, т.е. до 2042 года. Последнее условие серьезно всколыхнуло общественность: оппозиция заговорила о сдаче национальных интересов, а власть – об открытии широких возможностей для межгосударственного сотрудничества. Анализ указанных соглашений позволяет сделать ряд выводов, как о рисках, так и о преимуществах для Украины.

Из очевидных рисков стоит отметить:

– углубление раскола страны. Значительная часть украинской общественности, не поддержавшей В.Януковича на выборах, видит в указанных договоренностях угрозу суверенитету Украины. Оппозиция вероятнее всего не упустит своего шанса, чтобы заработать на этом вопросе как можно больше политических дивидендов, что приведет к усилению политического противостояния в стране;

– Украина попадает в поле военно-политического притяжения России. Вероятно, что при каденции В.Януковича от многовекторности внешней политики Украины может остаться лишь декларирование намерений. При этом при очередной смене властной вертикали украинско-российские отношения рискуют значительно охладиться, что в комплексе с фактическим усилением военного присутствия России в Крыму может представлять серьезную угрозу территориальной целостности Украины. В свою очередь Евросоюз, вероятно, не будет рассматривать Украину как потенциального кандидата на членство в содружестве на среднесрочную перспективу. Сужаются также и перспективы вступления в НАТО;

– за указанными соглашениями могут стоять неафишированные договоренности, потенциально небезопасные для государственного суверенитета. Так, по данным СМИ, Минэнерго РФ и Минтопэнерго Украины через Межправкомиссию по экономическому сотрудничеству интенсифицировали работу по консорциуму для модернизации ГТС Украины. В каком ключе реально будет работать этот консорциум остается пока загадкой;

– подписание договора по ЧФ Президентом В.Януковичем фактически продолжает практику волюнтаристских действий нового руководства страны. Как известно, проект указанного договора не выносился на обсуждение в экспертной среде и на заседание СНБО, а также не прошел ратификацию в Верховной Раде;

– газовый договор позволит нынешнему руководству проводить порочную политику проедания бюджетных средств «социалкой». В.Янукович уже заявил, что данная сделка отменяет необходимость повышать цены на услуги ЖКХ и газ для населения в 2010 году, тем самым подтвердив, что часть сэкономленных средств пойдет на компенсацию расходов бюджета на поддержание существующих тарифов.

Данные соглашения несут и ряд преимуществ для Украины, из которых можно отметить:

– улучшение украинско-российских отношений в экономической сфере. Указанные соглашения могут дать солидный толчок для возобновления экономического сотрудничества по ряду стратегических направлений, в частности, в самолетостроении, атомной энергетике (Украина может закупать топливо для АЭС эксклюзивно в России, а также привлекать российские инвестиции в строительство новых энергоблоков). Возможно также расширение доступа российского бизнеса в Украину, что может привести к улучшению инвестиционного климата в стране;

- рост доверия европейских партнеров к Украине, как к транзитеру газа. Либерализация газового договора обеспечивает возможность бесперебойного снабжения стран Европы газом без риска возникновения международного скандала.

***

Новые украино-российские газовые договоренности, помимо чисто экономических изменений, в значительной мере поспособствуют мобилизации оппозиционных сил в Украине. При этом данная мобилизация может приобрести лавинообразный характер, чему способствуют, в том числе, и внутриполитические факторы.

Во-первых, у оппозиции прошел «первый шок», связанный с формированием новой властной вертикали – по крайней мере, уже четко известны направления, по которым власть будет критиковать оппозицию, и стараться привлечь ее к ответственности (прежде всего, речь идет о членах правительства Ю.Тимошенко, представителях органов местного самоуправления и так далее). Соответственно, оппозиция может разработать план противостояния властным инициативам.

Во-вторых, количество «перебежчиков» в парламентскую коалицию с фракций БЮТ и НУНС оказалось гораздо меньшим, чем ожидалось. Во многом это связано с тем, что предложить новым потенциальным «большевикам» какие-либо экономические преференции очень сложно, так как необходимо вначале удовлетворить амбиции членов Партии регионов, затем – блока Литвина и КПУ. Принятие государственного бюджета на 2010 год окончательно закроет тему наличия в стране «лишних денег». Что касается политических преференций, то списки провластных партий вряд ли смогут вместить на проходимых местах всех желающих из нынешних фракций оппозиционных.

Исходя из этого, вопрос формирования дееспособной и эффективной оппозиции снова может выйти на первый план и расширить свое присутствие в информационном пространстве.

Риски социально-экономического характера
За прошедшую неделю с 15 по 22 апреля индекс ПФТС вырос на 21 пункт с 1000 до 1021 пункта. За это же время индекс «Украинской биржи» вырос на 50 пунктов, с 2537 до 2588 пунктов. Отметка в 1000 пунктов является знаковой для индекса ПФТС, так как большинство инвесторов любит круглые числа и при возможности всегда стараются дойти до этих уровней, поэтому не удивительно, что за этот рубеж развернулась такая серьезная борьба, которая длится уже неделю. Закрепление выше тысячи позволит развить движение вверх на 50-100 пунктов в ближайшие недели. Если же закрепиться выше в течение нескольких дней не удастся, последует неминуемая коррекция.

Положительную роль для металлургических и химических предприятий отечественного рынка играет 30% снижение цены на газ. Такая скидка серьезно облегчит жизнь металлургическим комбинатам и позволит им генерировать дополнительную прибыль, что способствует ускорению процесса модернизации. Для предприятий химической отрасли такая цена на газ это шанс сохранить свою конкурентно способность, ведь при прежней цене на газ их продукция практически не пользовалась спросом.

В целом новая газовая договоренность может послужить внутренним драйвером для роста Украинского фондового рынка, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Индекс S&P 500 вчера закрылся на отметке в 1205 пунктов. Судебный иск против банка Goldman Sachs и паника из-за вулкана в Исландии негативно повлияли на мировые рынки акции, в частности на Американский рынок, но позитивные отчеты крупнейших финансовых корпораций (Goldman Sachs, Citi Group) и других ведущих компаний вернули оптимизм на Американский рынок. В результате этого индекс S&P по-прежнему торгуется выше значения в 1200 пунктов, ближайшая цель индекса находится около 1230 пунктов, где сосредоточено серьезное сопротивление, по-прежнему высока вероятность коррекции, которой на Американском рынке не было вот уже семь недель, что является своеобразным рекордом.

Нефть марки Brent сегодня торгуется по 86 долларов за баррель, по-прежнему актуальной остается цель в 90 долларов, но дальнейший рост нефти вызывает сомнения. Возможно, что текущая цена является справедливой на сегодняшний момент.

Пара Евро/Доллар торгуется около отметки в 1,3380, что подтверждает определенный нами ранее понижательный тренд. Проблемы Европейской экономики не дают Евро возможность подрасти, и продолжают оказывать на пару серьезное давление.


Авторский коллектив выпуска:

Рейтерович И., Евенко И., Журавлев А., Щедрин Ю.

Немає коментарів:

Дописати коментар