четвер, 29 жовтня 2009 р.

29 октября – 31 октября 2009 года. Основные информационные политико-экономические риски и вероятные конфликтные линии

Риски политического характера

Кандидат в Президенты Л.Куличенко, который подал документы в ЦИК Украины, отказался вносить обязательный денежный залог в размере 2,5 млн. гривен, аргументируя это тем, что необходимость данного денежного залога ограничивает по имущественному признаку право граждан быть избранными в органы власти. Не исключено, что после отказа ЦИК в пятидневный срок зарегистрировать вышеуказанного кандидата (что проистекает из статьи 49 Закона «О выборах Президента Украины»), он обратиться в суд. При этом не исключено, что в последней инстанции – Конституционном Суде – его интересы могут представлять народные депутаты, представляющие ту политическую силу, кандидат которой будет аутсайдером во втором туре президентских выборов.

Таким образом, развитие данной ситуации может создать дополнительный повод для признания результатов выборов Президента Украины нелегитимными.



Риски персоналий

Экс-министр обороны Украины Ю.Ехануров подал апелляцию на решение окружного административного суда, которым ему было отказано в удовлетворении иска о незаконности увольнения с должности министра обороны в июне 2009 года. Кроме того, он отметил, что Генеральная прокуратура не имеет претензий к его деятельности на посту главы военного ведомства, а в случае, если суд не восстановит его в этой должности, Президент В.Ющенко повторно подаст его кандидатуру на пост министра обороны.

В целом активизацию Ю.Еханурова следует рассматривать в контексте двух составляющих, а именно:

– как элемент предвыборной риторики, в частности – усиление критики Секретариатом Президента деятельности правительства в целом и Премьер-министра Ю.Тимошенко в частности;

– как элемент активизации борьбы за контроль над оборонным ведомством, которое приобретает особое значение в контексте президентской кампании.

В частности, речь идет, во-первых, о достаточно большом специфическом электоральном и административном ресурсе. Во-вторых, в значительной мере именно от Министерства обороны зависит ситуация в стране в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций (техногенные катастрофы, введение военного положения и так далее), риск возникновения которых многократно увеличивается во время проведения президентских кампаний. Исходя из этого, персона министра обороны приобретает достаточно серьезный вес в предвыборных раскладах, а основные кандидаты в президенты заинтересованы в получении контроля над военным ведомством.

Таким образом, активизация Ю.Еханурова в вопросе восстановления в должности министра обороны позволяет ему более активно принимать участие в президентской кампании в целом, а также обеспечить свое политическое будущее.



Риски социально-экономического характера

В последние несколько дней отечественные СМИ активно распространяют информацию о росте смертности граждан западных областей Украины – Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской – от неизвестного остро-респираторного заболевания или штамма гриппа (возможно, «свиной грипп» – А/H1N1). При этом следует учитывать отсутствие специальных медицинских исследований о природе данного заболевания (на которые требуется время), запущенная форма болезни у жертв, которая в ряде случаев не позволяет установить истинную причину заболевания, а также пока что незначительное количество смертей (от эпидемии туберкулеза, согласно исследованиям, в день умирает больше людей).

В целом такое повышенное внимание СМИ к данной проблеме, и без того склонных к публикации депрессивной информации, несет ряд социальных и политических рисков для общества.

Во-первых, существует угроза стремительного роста цен на противогриппозные препараты в аптеках страны или даже возникновение дефицита в связи с возникшим ажиотажем. В частности, в Тернополе уже зафиксирован рост цен на лекарства данной группы.

Во-вторых, в Украине возможно появление в ближайшем будущем противогриппозных вакцин сомнительного качества (не исключено, в результате коррупционных действий – причем как со стороны отечественных медицинских чиновников, так и ряда чиновников ВОЗ). В данном контексте обратим внимание на тот факт, что в Украине недавно уже возник скандал с некачественной индийской вакциной против кори и краснухи.

В-третьих, присутствует риск возникновение истерии в обществе в связи с вакцинацией граждан «второсортными» вакцинами и как следствие массовый отказ от вакцинации. Что, в свою очередь, несет значительный риск увеличения заболеваемости вирусными инфекциями.

В-четвертых, по нашему мнению, неизбежно произойдет вовлечение этой темы в президентскую избирательную кампанию. При этом информационная игра основных кандидатов в Президенты на угрозе «пандемии» не добавит стабильности обществу в целом. При этом данная проблема может негативно повлиять в первую очередь на президентскую кампанию Ю. Тимошенко, у которой сильное электоральное влияние именно в западных областях. В случае дальнейшего роста смертности и проволочек с внедрением необходимой вакцины, на Ю.Тимошенко как главного представителя исполнительной власти будет направлена волна критики и обвинений в некомпетентности от оппонентов – прежде всего из Секретариата Президента, а также Партии Регионов.


Риски информационного характера

Верховная Рада Украины в первом чтении приняла законопроекта № 3271 «Про внесення змін та доповнень до деяких законодавчих актів України (щодо протидії розповсюдженню дитячої порнографії)». Реализация данного закона на практике (в случае успешного дальнейшего прохождения в парламенте) приведет к ряду рисков, которые могут поставить под угрозу функционирование отечественной информационно-телекоммуникационной сферы.

Во-первых, операторы стационарной и мобильной связи, а также Интернет-провайдеры, по сути, обязаны за свой счет проводить мониторинг информационного пространства на предмет нарушения законодательства Украины в контексте борьбы с порнографией. По нашему мнению, это может привести к лавинообразному увеличению стоимости услуг, так как мониторинг требует использования соответствующей аппаратуры, а также привлечение дополнительного персонала.

Во-вторых, поставщики телекоммуникационных услуг обязаны блокировать ресурсы, которые предоставляют «запрещенный» контент. Таким образом, ставится под сомнение реализация принципа свободного доступа к информации гражданами Украины, что закреплено в нескольких статьях Конституции, ибо четкое юридическое определение вышеуказанного контента фактически отсутствует.

В целом в ближайшее время следует ожидать на усиление информационной составляющей данной проблемы, в частности – обращение разнообразных ассоциаций поставщиков телекоммуникационных услуг в высшие органы власти, а также, не исключено, в суды различной инстанции, с целью либо блокировать принятие данного законопроекта, либо выработать новую редакцию, которая будет учитывать интересы всех сторон.

Немає коментарів:

Дописати коментар